Обман в автосалонах – что нужно знать?
Краткое содержание :
Про горы золотые? Вовсе нет
Граждане нередко сталкиваются с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах.
Естественное желание человека сэкономить и купить машину с хорошей скидкой выливается в итоге в покупку ненужного хлама с завышенной в несколько раз ценой.
При этом речь не идет о несерьезном расхваливании, которое любое разумное лицо не восприняло бы в качестве достоверной информации, например, если консультант автосалона, используя фигуры речи, говорит, что на автомобиле можно слетать хоть на Луну.
Речь идет о реальном обмане, когда после оформления документов покупатель выясняет, что цена машины в разы выше, а комплектация гораздо скромнее заявленной.
Либо внезапно выясняется, что кредит, оформленный на покупку автомобиля, выдан не под 5% годовых, а под 55%.
В связи с ростом количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом в автосалонах, 4 декабря 2020 года на официальном сайте Роспотребнадзора размещена информация «О случаях обмана потребителей в автосалонах», в которой указаны способы обмана, как его избежать и куда обращаться с жалобами.
Типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере
В рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля (для привлечения клиентов непосредственно в автосалон).
До показа автомобиля или заключения договора купли-продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и т.п.), в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части.
При заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе в Интернете, на сайте или в рекламных буклетах указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре).
Навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).
Как избежать обмана и навязывания:
- выбрав автосалон с хорошей репутацией, проверьте, какая информация указана на его сайте, при этом следует учитывать, что обязательной к размещению на интернет-сайте продавца является информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы. Также следует изучить объем дополнительной информации, которая для удобства покупателя должна включать в себя контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией и т.п.;
- с осторожностью относитесь к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной, при этом попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей вас марки автомобиля для предварительного ознакомления;
- при покупке подержанного автомобиля проверьте историю машины самостоятельно, воспользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения в разделе «Проверка автомобиля»;
- также рекомендуется проверить факт нахождения транспортного средства в залоге, используя портал www.reestr-zalogov.ru, на котором в свободном доступе возможно получить сведения из реестра уведомлений о залоге движимого имущества; либо обратиться по этому вопросу к нотариусу, так как нотариус вправе выдать заверенную справку об отсутствии залоговых обязательств в отношении конкретного автомобиля. Даже если автомобиль передан в залог, а уведомление об этом не подано нотариусу и не зарегистрировано в нотариальной базе, у покупателя автомобиля, получившего такую справку перед его приобретением, залогодержатель не вправе истребовать автомобиль;
- не спеша, вдумчиво и внимательно изучите договор до его подписания, при этом учтите следующие аспекты: нельзя пропускать ни одного пункта; читайте все, что написано мелким шрифтом; не ставьте подпись, если какие-то пункты документа вас не устраивают или не соответствуют тому, что говорит менеджер; в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации); подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала;
- следует учесть, что наиболее безопасной является оплата банковской картой; при оплате наличным способом необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств; в любом случае вам должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде);
- перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов: царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект – сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверьте, работает ли освещение, дополнительное оборудование. Если авто, которое вы выбрали, находится под открытым небом, то перед осмотром можно попросить помыть машину, так вы не пропустите дефекты;
- подписывайте акт приема-передачи автомобиля только после тщательного осмотра.
Какие условия должны вызвать у вас опасения:
- продажа автомобилей только за счет заемных средств (кредит);
- заявлена слишком низкая цена транспортного средства;
- предложение подписания договора и внесения авансового платежа до осмотра автомобиля при утверждении продавца, что он есть в наличии;
- отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце; достоверности.
Поводы для написания жалоб:
- несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте;
- несоответствие комплектации автомобиля;
- отказ вернуть покупателю внесенный аванс;
- навязывание дополнительных товаров, работ, услуг;
- продажа подержанного авто, прошедшего «предпродажную подготовку» под видом нового, и др.
Покупатель вправе обратиться:
- к производителю или продавцу с соответствующей претензией;
- в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) с жалобой на нарушения прав потребителей;
- в суд с соответствующим исковым заявлением о взыскании с продавца уплаченных за автомобиль денежных средств, всех понесенных убытков и компенсации морального вреда;
- в органы внутренних дел (полицию) с заявлением о преступлении.
Информация Роспотребнадзора от 04.12.2020 "О случаях обмана потребителей в автосалонах".
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: