Срок подачи аппеляцрннрй жалобы
Обычно, если апелляционная инстанция получает апелляционную жалобу за пределами срока на обжалования при отсутствии определения суда о восстановлении срока (ст. 112 Гражданского процессуального кодекса РФ), то дело со слушания снимают, поскольку вопросы восстановления срока отнесены законом к полномочию суда первой инстанции, а также совершают иные действия по подготовке дела и жалобы для отправки в вышестоящий суд (ст. 325 ГПК РФ).
Возможны варианты:
1) ответчик подал краткую жалобу, а суд оставил ее без движения, назначив конкретный срок (в сумме это могло быть и 32 дня);
2) суд восстановил срок без вызова сторон, что является нарушением закона, но суды к этому относятся неформально.
Вопросы восстановления срока на подачу апелляционной жалобы рассмотрены в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 137 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» (п. 7).
Для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены:
– обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.);
– получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления;
– неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований ст. 193 и ч. 5 ст. 198 ГПК РФ порядка и срока обжалования решения суда;
– несоблюдение судом установленного ст. 199 ГПК РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного ст. 214 ГПК РФ срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.
Вместе с тем не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока апелляционного обжалования такие обстоятельства, как нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и т.п.
В любом случае истец вправе во время рассмотрения апелляционной жалобы обратить внимание суда апелляционной инстанции на допущенное нарушение. Дело будет снято со слушания и возвращено в суд первой инстанции, где в судебном заседании можно требовать доказательств уважительности пропуска срока организацией – юридическим лицом
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я обычно на шестой день после оглашения решения пишу на имя судьи заявление с просьбой выдать на руки, выслав почтой судебное решение, так как сроки его изготовления истекли.
После того как получил решение, если подаю жалобу за пределами месячного срока, делаю приписку отдельным пунктом: прошу срок принесения апелляционной жалобы не считать пропущенным, а если суд посчитает его пропущенным, то восстановить, поскольку решение получил спустя 20 дней после изготовления, писал заявление на выдачу, и 10 дней было недостаточно для составления жалобы, ведь по закону на это предоставляется 30 дней.