Что такое "форма государства"?
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова и его форма. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить волю и интересы, каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.
Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.
На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.
Форма государства не может не учитывать и национальный состав населения. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей наций и народностей в автономии, предоставляет им право самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или специально заключенным договором между субъектами федеративного государства.
Форма государства зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизни и деятельности государства и общества. Так же на форму государства влияние оказывают идеологические установки партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства.
Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
Мыслитель античности Платон считал идеальной формой правления «идеального государства» – аристократию. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия. Платон создал учение о динамике государственной жизни и смене ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не постоянны.
О многообразии форм государства утверждал и древнегреческий философ - Аристотель. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или политию - демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла искажаться и превращаться в «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию.
Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), - древнеримский философ, - например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть – монархию (которую значительное время и поддерживал), власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.
В целом же можно утверждать о том, что учения и идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах.
На протяжении истории форма государства подвергалась различным изменениям под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Менялось и представление о понятии «форма государства». В современной науке под формой государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной властей, методы осуществления управленческой деятельности государства.
Изучая формы государственного устройства, можно осознать то, как в них организованы власть и управление, какими методами они осуществляются и как организована жизнь людей на определенной территории.
В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы. Выделяются три главные формы государства: монократическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (многовластная).
Для монократической формы главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица, принадлежать коллегии. Кроме того, - конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам. Как правило, данная форма связана с установлением обязательной идеологии.
Прямой противоположностью монократической государственной форме государственного устройства является поликратическая. Она опирается на постулаты, отвергаемые монократической формой. В условиях поликратии существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с выборами, обязательной партиципацией (участием) граждан в управлении государством, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан.
Сегментарная государственная форма (промежуточная), - предполагает разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление может быть предусмотрено в отдельных звеньях административно-территориального деления, но выборные органы находятся под опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления.
Для отечественного правоведения 1960–1970-х гг. было характерно представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы государственного режима.
Таким образом, форма государства, будучи объективной, по своим исходным основам – закономерностям функционирования и развития государства, заключает в себе значительную часть случайного и субъективного. С данной целью при выявлении закономерностей, оказывающих влияние на развитие формы государства, используется метод классификации. Все формы государства делятся на виды. Основанием для данных классификаций являются три компонента формы государства – форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: