Первое боевое применение немецких «самолетов-снарядов» (крылатых ракет)
Немецкий «самолет-снаряд» (крылатая ракета) «V-1» («Фау-1») была первым боевым беспилотным летательным аппаратом применявшимся во время Второй мировой войны. Её название происходит от немецкого слова «Vergeltungswaffe» («Оружие возмездия»).
Проект этого предмета вооружения был совместной разработкой конструкторов Роберта Луссера (служащего фирмы Fieseler) и Фрица Госслау (работавшего в фирме Argus Motoren).
В июле 1941 года плод их труда под первоначальным шифром Fi-103 был одобрен германским Министерством авиации, которое возглавлял ближайший сподвижник Гитлера («нацист №2») рейхсмаршал Герман Геринг. Промышленное производство ракеты началось в конце 1942 года. Первоначальная дальность ее полёта, 250 км, позже была увеличена до 400 км.
13 июня 1944 года, неделю спустя после высадки англо-американских союзников на атлантическом побережье Франции, состоялось первое боевое применение «Фау-1» против Великобритании. Тогдашний удар был нанесен по Лондону.
Позднее этими ракетами обстреливали освобождённые англо-американцами города Бельгии и Нидерландов. Несколько самолетов-снарядов было выпущено и по Парижу, откуда гитлеровцев выбили силы Движения Сопротивления еще до подхода союзников по антигитлеровской коалиции.
За весь период производства германская военная промышленность выпустила около 30 тысяч «Фау-1». К 29 марта 1945 года около 10000 из них было использовано для обстрелов Англии. К счастью, не все ракеты достигли её территории. Но 2419 снарядов поразили Лондон, принеся потери 6184 человека убитыми и 17 981 ранеными. Около 20% ракет отказали при запуске, 42% были сбиты английской авиацией и зенитками, 7% распались при столкновении с аэростатами воздушного заграждения.
В качестве трофеев Советскому Союзу достались, при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше, несколько ракет «Фау-1». Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» — 10 Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой В. Н. Челомей. Первые испытания начались в марте 1945 года. Лётные испытания закончили в 1946 году, однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, в чём значительно уступало прототипу), также ракета 10 Х имела малую дальность и скорость полёта — меньшую, чем у поршневого истребителя.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты