Госконтроль, прослеживаемость и СЗВ-ТД: три первоиюльских фейспалма
В России сложилась традиция - каждое 1 июля в силу вступает гигантский массив новых НПА. Именно по этой причине (хотя функционал системы ГАРАНТ позволяет автоматически построить список вступивших в силу актов на любую дату) наши эксперты, тоже традиционно, готовят к 1 июля специальную справку.
В числе нововведений всегда есть и сравнительно "мирные", и такие, которых бизнес ждет с опаской и пытается заранее подготовиться. Но этим летом три самых заметных новшества "не пошли":
1. Реформа госконтроля - давно вынашиваемая, давно анонсированная, на основе Федерального закона N 248-ФЗ, которому самому скоро исполнится год, - в полной мере фактически не запущена (даже в федеральном секторе) из-за:
-острого дефицита подзаконных нормативных актов, хотя на "раскачку" отводился почти год. Основные акты о системе контроля - то есть положения о конкретных видах контроля/надзора - 30.06.2021 еще отсутствовали, а с 01.07.2021 они публикуются десятками в день, потому что к "сакральной" дате 1 июля 2021 года сделать этого не успели;
-и из-за нефункционирующих ГИС - например, реестр обязательных требований (https://rg.gov.ru) 1 июля фактически не работал - был закрыт для посещения с дисклеймером о работе в тестовом режиме, без предоставления публичного доступа к перечню требований, которые обязательны к исполнению. ЕРВК (https://ervk.gosuslugi.ru) - это тот ресурс, который "депонирует" информацию о том, что определенный вид контроля вообще существует на территории РФ, - показывает лишь предупреждение "В данный момент раздел находится в стадии разработки и отладки. Спасибо за понимание!".
2. Тотальная прослеживаемость товаров. С 1 июля 2021 года механизм прослеживаемости товаров введен в НК РФ. Налогоплательщики, осуществляющие операции с прослеживаемыми товарами, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. В связи с внедрением системы прослеживаемости товаров изменена форма счета-фактуры, декларации по НДС. Однако сам Перечень прослеживаемых товаров не утвержден, как и ряд других сопутствующих НПА. Соответственно, как разъясняет ФНС, до их появления у налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, отсутствует обязанность по исполнению соответствующих норм, установленных Законом N 371-ФЗ.
3. Обновление СЗВ-ТД. Основное изменение отчета заключалось не собственно в изменении формы, а в том, что заполнять его надо по новым правилам: вместо указания отдельными работодателями кодов выполняемой функции по профстандартам всех поголовно обязали определять для сотрудников коды по ОКЗ (Общероссийскому классификатору занятий), соотнести которые со штатным расписанием фирмы оказалось с непривычки тем ещё квестом и с которым, очевидно, не справлялись многие бухгалтеры и кадровики, судорожно пытавшиеся то найти готовое наименование должности (ау, супервайзер и шоколатье), то кидающиеся самостоятельно рассчитывать контрольное число кода (КЧ), указать которое требуют новые правила.
Но и тут что-то пошло не так: утром 1 июля программы электронной отчетности выдали информацию, что новая СЗВ-ТД "не проходит", из-за чего в интернете быстро распространились слухи о переносе срока использования новой формы СЗВ-ТД, и такая информация действительно появилась на сайте одного из региональных отделений ПФР, сам же Пенсионный Фонд молчал до обеда, затем на страничке сайта, посвященной электронной трудовой книжке, появилась приписка о том, что срок перехода работодателей на обновленный формат отчетности по электронным трудовым книжкам продлен на месяц, до 1 августа. А вечером того же дня ПФР продублировал эту информацию в разделе "новости", по-прежнему умолчав при этом о бумажном варианте формы. Поэтому рекомендуем при представлении в течение июля СЗВ-ТД на бумажном носителе уточнять в своем отделении фонда информацию о форме отчета.
Актуально?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты