О РОЛИ ШАРИАТСКИХ СУДОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Немаловажным аспектом, способствующим сохранению влияния ислама в Дагестане были шариатские суды, которые наряду с народными судами имели право рассматривать гражданские дела, особенно бракоразводные. Данный аспект заслуживает особого внимания. Во-первых, государство создало правовую базу для их существования, а во-вторых, деятельность этих судов была разрешена в помощь общей системе законодательства, но с учетом национальных традиций регионов, где были сильны позиции шариата, в частности на территории Северного Кавказа.
Законодательные акты, регламентирующие положение мусульманского правосудия, вышли в свет в качестве «Положения о шариатских судах». В содержании ряда других законодательных актов определяющие значимость государственных актов употреблять термины «Советский Декрет о шариатских судах», «Инструкции о роли и правах шариатских судов», Постановление об адатских и шариатских судах». Включение адатских и шариатских судах». Включение адатского и мусульманского права в общероссийское, осуществлялось посредством принятия высшим государственными органами автономных республик и областей Северного Кавказа специальными законодательными актами о шариатских судах.
Специфика законодательство о шариатском правосудии состоит, прежде всего, в том, что оно не опиралось на законы центральной власти. И поэтому возникает вопрос: не противоречит ли это общефедеральному закону и не превышает ли оно свои полномочия?
Первые советские законодательные акты предоставляли суду довольно широкие права, которые рассматривали фактически все категории гражданских и уголовных дел. В Дагестане шариатские суды выносили решения по тяжким преступлениям. Дело доходило до того, что, рассмотрев, например, уголовное деяние, совершенное на почве кровной мести, суд, согласное шариату, выносил решение о выдаче подсудимого родственникам убитого для убиения. В гражданском судопроизводстве рассматривались иски на сумму от 100 до 1000 рублей золотом, а так же наследственные и бракоразводные процессы.
ЦК РКП (б) в письме всем партийным комитетам и политотделам «О работе среди народов Востока» от 21 февраля 1920 рекомендовало: «При работе среди мусульманских народов нужно исходить из двух основных моментов, которые играют в их жизни большую роль: моментов религиозного и национального. Религиозные предрассудки у них сильнее, чем у русских и у других европейских крестьян, так как они находятся еще в той стадии развития, когда гражданско – семейный быт связан с религиозными представлениями. Религия восточных народов занимает в их жизни гораздо больше места, чем у народов экономически более развитых. Это предписывает большую осторожность в борьбе с религиозными предрассудками».
20 сентября 1024 г. ЦИК Дагестана установил, что «бракоразводные дела между мусульманами подсудны, как шариатским, так и народным судами». Причем дела эти рассматривались тем судом, в какой поступило исковое заявление от одного из сторон. Наконец, инструкция Наркомюста Дагестана за № 2099 «О роли и правах шариатских судов», окончательно закрепила этот порядок, но с примечанием о том, что в отдельных случаях, по ходатайству заинтересованной стороны НКЮ «предоставляется право переноса бракоразводных дел, поступивших в шариатский…народный суд».
Для решения важнейших социальных проблем, прежде всего, закон обязывал начать с ликвидации господствовавших на национальных окраинах норм шариатского законодательства, таких как, полигамия, калым, неестественный брачный возраст и др. Нормы Советского семейного права по своему содержанию качественно отличались от предшествовавших норм брачно-семейных отношений. Новые декреты в этой области в советских республиках, где превалировали нормы ислама, нанесли первый весьма значительный и сокрушительный удар по устоям патриархально-феодальных отношений и догмам мусульманской религии. Это были революционные мероприятия. Законы об отмене калыма, многоженства, о повышении брачного возраста, против принудительной отдачи женщин замуж. За нарушение норм советского законодательства строго наказывались блюстители старых, шариатских норм и традиций.
В последнее десятилетие Россия переживает своеобразное «пробуждение» ислама, которое ставит вопрос о перспективах включения отдельных элементов шариата в ее правовую систему. С середины 90-х годов в ряде российских регионов традиционного распространения ислама предпринимаются шаги по возрождению мусульманского судебного права. Внедрение его норм в работу органов юстиции происходит в нескольких формах, имеет неодинаковое отношение к государственной судебной системе и преследует различные цели. Так, создание в 1995 году шариатских судов в Чечне было призвано демонстрировать выход республики из российского правового поля. Однако вынесенные ими решения и применявшиеся процедуры противоречили не только законодательству России, но и ключевым принципам шариатского правосудия. Аналогичной оценки заслуживают шариатские суды, существовавшие до августа 1999 года в Кадарской зоне Дагестана, а также Верховный шариатский суд чеченских сепаратистов.
В Конституции Республики Дагестан закреплен её светский статус. Однако в отличие от других регионов России, в Дагестане религия была поставлена на служение государства. И, наверное, это и определяло стабильность государственной политике в этой республике. Важно осмыслить и оценить значение того факта, что мусульманское право является полноправными участниками двухвекового процесса развития правовой системы России. Адат и шариат - это традиционные естественно-преемственные феномены правовой культуры народов Северного Кавказа, их наследуемость в жизни этнического социума никогда не прерывалась.
У народов Дагестана на современном этапе исторического развития нет альтернативы, кроме как жить с Россией и в составе России. Долг нынешнего поколения дагестанцев - сохранить плоды долгих и трудных усилий предков на общую пользу всех народов Российского государства. Дагестанцы, русские и другие народы России в совместной жизни и борьбе взаимно дополняли друг друга, а многовековые контакты научили их понимать друг друга, сосуществовать друг с другом, оставаясь самим собой, не теряя своей национальной самобытности и богатого духовного и культурного наследия предков.