Гаджимусаева Эльмира Руслановна
Гаджимусаева Э. Р.Подписчиков: 1
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг243

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

166 просмотров
64 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Правовое сознание и правовое воспитание это те вопросы, которые в современном российском обществе заслуживают особого внимания, так как их разрешение напрямую связано с формированием современного общества. Правосознание представляет собой сферу или область сознания, которая характеризует правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, а также социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание молодежи характеризуется социальными и психологическими чертами, которые связаны с возрастными особенностями, и с тем, что их внутреннее сознание еще находятся на стадии формирования, на развитие которого влияет статус данной группы занимаемой в обществе.

Исследование процессов формирования правового сознания различных социальных групп в российском обществе относится к числу наиболее актуальных направлений в современной социологии права, что объясняется тем, что именно от характера общественного правосознания зависит успешная реализация одной из важнейших стратегических целей реформирования правовой системы российского общества, связанной с формированием правового государства.

Важным условием формирования правосознания студентов является их социально-правовая активность, что обусловлено, прежде всего, потребностями личности. Потребность как категория выражает настоятельные объективные требования, удовлетворение которых обеспечивает нормальное развитие молодежи и их сознания.

Но, не только потребности влияют на социальную активность молодежи и на их сознание, не малую роль играет и практическая деятельность, через которую и реализуется их правосознание.

Как справедливо отмечает И. В. Клочко, многие системные преобразования в области государственного и правового строительства, которые проводились в нашей стране в течение последних десятилетий, не достигали поставленных целей именно по той причине, что они осуществлялись без учета состояния правосознания населения. С точки зрения данной исследовательницы, перспективы преодоления негативных явлений, характерных для правовой сферы жизни российского общества, во многом детерминированы состоянием правового сознания представителей молодежи как особой социально-демографической группы в российском обществе и динамикой развития основных компонентов ее правосознания в ближайшем будущем.

Для формирования нового поколения российских граждан, способных отстаивать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц способами, предусмотренными законом, необходимо осознание молодыми людьми сущности и значения права как основополагающего регулятора общественных отношений, что составляет ядро правового сознания личности. Особенно важное значение для успешной модернизации правовой системы страны, становления подлинного правового государства имеет правосознание учащейся молодежи как особой социальной группы, проходящей обучение в образовательных учреждениях различного уровня, которое в идеале также должно быть направлено на формирование высокого правосознания обучающихся. В состав учащейся молодежи входят и представители современного российского студенчества, которые потенциально являются интеллектуальной элитой будущей России, вследствие чего формирование правовых ценностей и установок студентов приобретает особую значимость. В то же время, по меткому замечанию П.С. Самыгина, степень проявленности различных деформаций в структуре правового сознания представителей учащейся молодежи может служить косвенным индикатором масштабов социализационных отклонений в среде тех категорий отечественной молодежи, которые находятся вне воспитательного воздействия образовательных учреждений.

Правосознание молодежи как особой социально-демографической группы имеет свою специфику, которая связана с тем обстоятельством, что молодежь является «не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений», вследствие чего, как указывает Е.А. Певцова, ее правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Данная особенность молодежного правосознания проявляется как в его структуре, так и в степени зрелости и устойчивости образующих правовое сознание компонентов. С точки зрения указанной исследовательницы, групповое и индивидуальное правосознание молодежи отличается разрывом между теоретическими представлениями и практическим опытом, противоречиями в мотивационной сфере и другими специфическими чертами, которые в комплексе характеризуют правовое сознание молодежи как недостаточно зрелое. Наряду с этим, специфика молодежного правосознания детерминируется также и особенностями ее социального положения, присущими ему неустойчивостью и маргинальностью. Указанные характеристики социального положения молодежи определяют лабильный характер ее правового сознания, отражаются на особенностях взаимодействия молодых людей с правоохранительными органами, определяя конфликтность последнего. В целом правовое сознание молодежи, в соответствии с определением, сформулированным Е.А. Певцовой, представляет собой способность отражения теоретических идей, знаний, норм, представлений о сущности, принципах права, законности, правопорядка, а также реальных процессов в правовой сфере, усвоения и закрепления их в ценностно-нормативной системе правового регулирования жизнедеятельности данной социальной группы как становящегося субъекта воспроизводства правовых отношений.

В качестве основного средства развития правосознания учащейся молодежи традиционно принято рассматривать правовое воспитание, выступающее в качестве процесса целенаправленного и системного воздействия на обучающихся, направленного на формирование основополагающих компонентов правового сознания: определенного объема правовых знаний, ценностных ориентаций и установок в сфере права, соответствующих интересам и потребностям общества и государства, уважительного отношения к законам и другим элементам правовой системы, умений отстаивать свои права и свободы законными способами, навыков правомерного поведения. В то же время, по справедливому замечанию ВИ. Чупрова и Ю.А. Зубок, взросление молодого человека лишь до определенной степени регламентируется воспитательными воздействиями: многие факторы социализации, в том числе и социализации в сфере права, действуют спонтанно, поэтому в значительной мере освоение опыта происходит стихийно. Процесс социализации, с точки зрения данных исследователей, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Данное утверждение, на наш взгляд, вполне применимо и по отношению к правовой социализации учащейся молодежи.

Необходимо отметить, что в течение последних лет политика российского государства характеризовалась стремлением усилить направленное воспитательное воздействие на молодежь, что нашло отражение, в том числе, и в государственных образовательных стандартах, составляющих нормативно-правовую основу целенаправленной работы по правовому воспитанию представителей учащейся молодежи. Однако в настоящее время, как показывают результаты специальных исследований, правовое образование в учебных заведениях различного уровня направлено в первую очередь на формирование правовых знаний как компонента правосознания учащейся молодежи, в то время как на другие компоненты правового сознания, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический, учебный процесс значительного воздействия не оказывает. С одной стороны, очевидно, что знания как таковые выступают в качестве необходимой предпосылки любой, в том числе и правовой формы сознания (как пишет по этому поводу А.С. Гречин, «нельзя осознавать того, чего мы не знаем, быть убежденным в чем-то неизвестном»). В то же время, с другой стороны, по мнению Гречина, знание закона еще не является его осознанием: показателем высокого уровня правосознания может служить наличие в сознании человека убежденности в справедливости закона, внутренней потребности к соблюдению его предписаний. На практике довольно часто встречаются случаи, когда высокий уровень правовых знаний конкретного человека сопровождается игнорированием предписаний закона со стороны последнего, совершением данным лицом тех или иных противоправных деяний. На наш взгляд, важнейшим компонентом правового сознания, своеобразным индикатором, отражающим уровень развития правосознания учащейся молодежи, является отношение к закону. В монографии П.С. Самыгина отмечается, что уважение к закону, понимание его как абсолютной нормы, единой для всех и при всех обстоятельствах является важным показателем правового сознания гражданского или активистского типа. Данный тип означает высокий уровень развития правосознания, при котором «знание закона должно транслироваться в его признание в качестве высшей ценности».

Как показывают эмпирические данные, полученные М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги на основе проведенных под их руководством социологических опросов российской молодежи, за последние десять лет позиция представителей молодого поколения по отношению к закону не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, что находит отражение в крайне незначительном росте доли законопослушной молодежи. Наиболее распространенная позиция молодых людей по отношению к закону выглядит следующим образом: законы необходимо соблюдать только в том случае, если это делают и лица, представляющие государственную власть (такой точки зрения придерживаются 47,1 % представителей российской молодежи). Доля так называемых законопослушных граждан в молодежной среде является не очень значительной: лишь 18,1 % молодых людей придерживаются той позиции, что предписания закона необходимо соблюдать «всегда и везде», даже если «закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям». Довольно большая часть молодежи ставит во главу угла справедливость, а не закон: для 22,3 % молодых людей важно в первую очередь то, чтобы их поступки были справедливыми, а их соответствие или несоответствие закону имеет в данной ситуации второстепенное значение. Отметим, что в данном случае речь идет о собственном понимании справедливости, существующем в сознании конкретного представителя молодого поколения: подобные представления могут быть неодинаковыми у молодых людей, принадлежащих к определенным категориям населения, в то время как право и закон как основная форма бытия права выступают в качестве единого универсального регулятора общественных отношений, и их предписания являются едиными для представителей различных социальных групп и слоев. Достаточно позитивным в этой ситуации выглядит то обстоятельство, что среди молодежи очень мало тех, кто считает, что закон можно соблюдать лишь в том случае, если он не мешает реализовывать личные интересы (таких оказалось всего 4,2 %).

Усилия специалистов, преподающих правовые дисциплины в учебных заведениях различного уровня, должны быть направлены не только на формирование когнитивно-познавательного компонента правосознания учащейся молодежи, но и на эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты правового сознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Необходимо отметить, что утвержденные в свое время Д.А. Медведевым «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» предусматривают целый комплекс мер, призванных способствовать становлению позитивного правосознания учащейся молодежи и включающих внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, направленных на формирование в сознании молодых людей устойчивого уважения к закону, однако для реализации этих целей необходимо привлечь к преподаванию правовых дисциплин компетентных педагогических кадров, обладающих системными правовыми знаниями и высоким уровнем правовой культуры.

В настоящее время процесс формирования правового сознания учащейся молодежи в России во многом происходит стихийно, на правовую социализацию современного молодого поколения оказывают воздействие, в том числе, и средства массовой информации, которые не всегда способствуют становлению позитивного правосознания молодых людей, ориентаций на правомерное поведение. Формирование позитивного типа правосознания представителей молодого поколения зависит как от наличия высокого уровня правового воспитательного воздействия в различных образовательных учреждениях, так и от характера правового воспитания в семьях обучающихся, соответствующего поведения их родителей, а также от степени распространенности информационных материалов, являющихся доступными для их восприятия молодыми людьми и оказывающих воздействие на формирование различных компонентов правового сознания молодежи.

В условиях сложившейся ситуации наиболее эффективным на наш взгляд есть интерактивное обучение, которое активизирует личностный потенциал учащейся молодежи и расширяет возможности реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Интерактивные методы обучения позволяют ускорить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач по праву. Они формируют способность свободно мыслить, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходить из нее, обосновывать свои позиции.

Уровень правосознания у молодежи можно разделить на три уровня. Молодежь с низким уровнем правосознания характеризуется поверхностными правовыми знаниями. Молодежь со средним уровнем обладает правовыми знаниями, которые носят ситуативный характер, так как возникают трудности соотношения конкретной задачи и имеющихся теоретических знаний. И лишь молодежь с высоким уровнем правосознания способна отстаивать точку зрения, найти выход из сложившийся ситуации и аргументировать свой ответ опираясь на правовую базу.

Социально-правовая активность студентов является признаком правового поведения, соответствующего духу и смыслу права, важным условием формирования правового сознания, позволяя не только воспринимать правовую информацию, но и закреплять умения и навыки ее использования в реальной жизни.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Анна Алиева
Подписчиков 1022
вчера, 18:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.1М
Как Вы уже знаете, многие артисты российского шоу-бизнеса стали популярны благодаря ...
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
0
3
Карина Юрьевна
Подписчиков 5942
вчера, 14:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.6М
Здравствуйте, дорогие читатели! Счетная палата (СП) изучает отношение самозанятых ...
Подробнее
Неинтересно
0
107
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5331
вчера, 20:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.7М
Подробнее
Неинтересно
00:10
Поделитесь этим видео
0
23
Елена
Подписчиков 8334
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.7М
В современном обществе проблема лишнего веса очень актуальна на сегодняшний день. Количество людей,...
Подробнее
Неинтересно
01:29
Поделитесь этим видео
0
69
Кадыров Руслан Олегович
Подписчиков 28631
вчера, 13:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.6М
ПреамбулаЛюди нередко задают мне этот вопрос. И я его тоже сам себе время от времени задаю.
Подробнее
Неинтересно
0
89
𝓐𝓷𝓪𝓼𝓽𝓪𝓼𝓲𝓪 👱🏼‍♀️🍭
Подписчиков 1554
вчера, 15:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта 9111!
Подробнее
Неинтересно
00:51
Поделитесь этим видео
-1
72
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 33156
вчера, 18:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.1М
Здравствуйте, уважаемые коллеги и посетители правового портала 9.111!
Подробнее
Неинтересно
0
55
Валерий Ш
Подписчиков 26961
вчера, 13:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг48.3М
В том, что в эмиграцию уезжают весьма поганые люди, мы убедились более двух ...
Подробнее
Неинтересно
01:34
Поделитесь этим видео
-3
137
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 6383
вчера, 17:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.6М
Согласитесь? Словосочетание «тапать хомяка» у тех, кто не в теме, вызовет по меньшей мере недоумение.
Подробнее
Неинтересно
0
49
ЗоЯ Ивановна
Подписчиков 824
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М
Всем доброго дня! Витамин D: от здоровья костей до комплексной защиты организма
Подробнее
Неинтересно
-1
59