МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на передний план выходят: развитие личности ребенка, его социализация, включающая в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познание норм и правил социального взаимодействия, осознание себя в мире людей и окружающих предметов. Эти приоритеты и определяют выдвижение задач, связанных с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования.
Школа сегодня – серьезный фактор, влияющий на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому очень важна работа по профилактике эмоционального напряжения у учащихся. По данным исследований, изучающих возрастные особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы детей и подростков, выделены следующие проблемы:
• в младших классах: страх самовыражения, повышенная тревожность в ситуации проверки знаний, опасения не соответствовать ожиданиям значимых взрослых;
• в 5-х классах: повышенная ситуативная и межличностная тревожность;
• в 6-х классах: повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, снижение учебной мотивации;
• в 7-х классах: изменение статусов в группе сверстников, возникновение тенденции к экстремальному поведению у ряда учащихся;
• в 8-х классах: выраженная инфантильность у мальчиков, склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек;
• в 9-х классах: возникновение школьной моды на эпатирующее поведение (изменение ценностных установок);
• 10-11 классы: неприятие «родительских ценностей», острое проживание семейных конфликтов, нарастание ситуативной тревожности.
Таким образом, есть вероятность возникновения повышенной тревожности в 1-5 классах; склонности к агрессивному поведению в 6-9 классах; психоэмоционального напряжения в 10-11 классах. Поэтому необходим комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения учащихся, чтобы помочь ребенку справиться с этими проблемами.
В последнее время учителя в школах все чаще обращаются к педагогам-психологам по вопросам поведения детей, связанного с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Это и агрессивное поведение, и повышенная тревожность, и гиперактивность. В связи с этим, возникла объективная необходимость создания рекомендаций для учителей по взаимодействию с детьми, с перечисленными выше проблемами.
Агрессивные дети – это дети, которые проявляют физическую агрессию (физические действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальную агрессию (угрозы, крики ругань), негативизм (оппозиционная манера поведения). При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие рекомендации:
Наладьте взаимоотношения с таким ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно, уделите ему внимания чуть больше, чем другим детям.
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Если вы расстроены или раздражены, то агрессивный ребенок должен знать о вашем состоянии, говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях.
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные вспышки агрессии с помощью следующих приемов: отвлечь ребенка, предложить выбор, отреагировать неожиданным для ребенка образом, не приказывать, а договариваться (не заискивать), выслушать, что хочет сказать ребенок, не читать нотаций.
Установить доверительный контакт с родителями агрессивного ребенка.
Дать родителям рекомендацию по обучению приемам саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме и навыкам общения.
Старайтесь обсудить поступок ребенка наедине с ним.
Постарайтесь сохранять положительную репутацию ребенка.
Тревожные дети – это дети, которые склонны к частым и интенсивным переживаниям, а также с низким порогом их возникновения. Учителям в работе с тревожными детьми можно порекомендовать следующее:
Давайте поручение ребенку, соответствующее его возможностям.
Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими, а только с ним самим.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его так, чтобы он знал за что.
Хвалите даже за незначительный успех.
Хвалите за проявление самостоятельности и стимулируйте проявление личной ответственности.
Осторожно и дозировано используйте критику, старайтесь не критиковать его в присутствии одноклассников.
Демонстрируйте уверенное поведение перед детьми в классе.
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) имеют двигательную расторможенность, они импульсивны, им трудно сосредоточиться.
Сообщайте родителям не только о проблемах, но и успехах гиперактивного ребенка!
Помните, что синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.
Таким образом, учитывая особенности развития эмоционально-волевой сферы учащихся, можно им помочь справиться с проблемами поведения, применяя данные выше рекомендации.