Разбитая чашка : надо ли платить за неё по требованию продавца.
В апреле в одном из известных нам магазинов произошёл один случай прямо на моих глазах. Тогда я ходила между рядами полок, ища любимую пластиковую тарелку для ребенка, такую с изображением Винни-Пуха. Ничего предвещало беды, время утреннее, народу мало было. Как хорошо в такое время ходить по магазинам, думала я...
Перед мной шла молодая девушка, тоже что-то искала, проходя мимо полок с чашками и тарелочками. Неожиданно девушка поскользнулась на полу, и, пытаясь сохранить равновесие, размахнулась руками. Но ничего у неё не получилось. Падая на пол, девушка рукой нечаянно задела на полке глинянную чашку, и та упала и разбилась.
Тут же прибежал перепуганный охранник и продавец, помогли девушке встать. Хорошо, что девушка ничего сломала, руки-ноги целы. Только вот возникла проблема : её стали убеждать, что она должна заплатить за разбитую чашку. Но девушка не считала себя виноватой и к тому же оказалась подкованной. Она указала на мокрый пол и объяснила, что поскользнулась на небольшой луже. И сказала, что уборщица не вытерла воду и это вина магазина. Пригрозила, что зафиксирует ушиб и синяки после падения и вызовет полицию и всё по камерам увидят.
Девушку отпустили без слов, не стали с ней разбираться. Потому что она права.
А вот в большинстве случаев почти каждый покупатель думает, что если разбил бутылку молока или посуду, то должен оплатить ущерб. Но всегда ли виноват покупатель?
Самое интересное, в законе " О защите прав потребителей" невозможно найти чёткий ответ на вопрос о вине покупателя. Зато можно найти ответ в статье 459 Гражданского кодекса РФ " Переход риска случайной гибели товара". Благодаря этой статье покупателю не надо платить за случайно поврежденный товар до того, как оплатили его на кассе и вам дали чек. В этом случае продавец не имеет право требовать за разбитый товар.
В чем тут суть? Дело в том, если уронили и разбили товар не по своей вине и не специально, то не должны платить. А магазин может потребовать оплатить за ущерб, но через суд. На это не все идут магазины, особенно если видят, что покупатель знает законы.
Давайте разберёмся, в каких случаях покупатель не считается виноватым в случившемся и не обязан платить.
Это:
1. Расстояние между стеллажами меньше 1,4 метра. Это является нарушением и можно жаловаться в государственный пожарный надзор.
2. Скользкий пол. Вот это уже вина самого магазина. Тем более к месту есть статья 1064 Гражданского кодекса " Общие основания ответственности за причинение вреда", которая гласит, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если будет доказано, что всё произошло не по его вине. Здесь, естественно, нет вины у покупателя, не он же сделал нарочно пол скользким😁, поэтому он может смело жаловаться в Роспотребнадзор, тем более если сам получил телесные повреждения при падении и можно вызвать скорую для фиксации повреждений и переломов.
3. Товар упал и разбился при движении ленты на кассе. Это уже вина кассира. Не зря часто кассиры просят бутылки класть горизонтально, а не ставить.
А теперь разговор, когда покупатель считается виноватым и ему придётся платить за разбитую бутылку или любой поврежденный товар.
Это когда :
1. Его поведение было не адекватным и был в нетрезвом состоянии. Драка и танцы, катание на роликах или тележке и это вызвало падение с полок товара.
2. Взяли товар и намеренно его испортили, сломали или его бросили и разбили. Здесь всё понятно.
3. Несли товар в руках и нечаянно его уронили. Естественно, в этом нет вины магазина 🤔.
Вывод: надо знать свои права. Даже если охранник вас не выпускает из магазина, стоит вызвать полицию и сказать, что он нарушает закон и на это есть статья 203 Уголовного кодекса, по которой он как служащий ЧОП может оказаться за решёткой за превышение полномочий.
Дорогой читатель! Если вам помогла статья, можно поставить лайк. Буду рада ответить на вопросы.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты