Гришко Павел Игоревич
Гришко П.И. Подписчиков: 9168
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 147.1к

Обязан ли работодатель индексировать заработную плату — что говорят суды

2 458 дочитываний
50 комментариев
Эта публикация уже заработала 120,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Обязан ли работодатель индексировать заработную плату — что говорят суды

В Трудовом кодексе РФ есть статья 134, которая обязывает работодателей обеспечивать повышение реального уровня заработной платы своих работников. Однако почему-то принято считать, что она относится только к муниципальным и государственным учреждениям. На самом деле это не так. Давайте узнаем, что говорят по этому поводу российские суды.

Повышение заработной платы в частных организациях

Независимо от формы собственности организации, работодатель обязан повышать заработную плату своим сотрудникам с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, то есть инфляции.

Порядок такой индексации должен быть установлен локальными нормативными актами, в частности коллективным договором, который составляется и утверждается с учетом мнения работников (ст. 40 ТК РФ).

Если на предприятии отсутствует утверждённый порядок индексации заработной платы, то это является нарушением трудового законодательства и может повлечь за собой наложение крупного штрафа на работодателя или его отстранение от должности (письмо Минтруда России от 26 декабря 2017 г. № 14-3/В-1135).

Еще раз обращу внимание, что это относится к организациям любой формы собственности, включая ООО и ИП, имеющих сотрудников.

Судебная практика

Согласно определению Верховного суда РФ от от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ 18-14, повышение заработной платы можно производить и без индексации, но такой способ должен быть предусмотрен локальными нормативными актами. Если вам просто увеличивали оклад в связи с дополнительными обязанностями или выплачивались премии, то этого недостаточно.

Однако в судебной практике есть и проблемный вопрос. В частности, обязан ли работодатель проводить индексацию, если в коллективном договоре это не предусмотрено.

Большинство судов считают, что если в коллективном договоре пункт об индексации отсутствует, то работодатель не обязан ее проводить, в этом случае он ограничится лишь штрафом за то, что не включил положение об индексации в локальные нормативные акты на предприятии (Определение Московского городского суда от 06.07.2017 № 33-22702/2017).

Вывод

Таким образом, для начала вы должны потребовать от работодателя внесения в коллективный договор порядка индексации заработной платы на основании роста потребительских цен, а потом уже требовать самого проведения такой индексации.

Если работодатель отказывается утвердить порядок повышения зарплаты, то вы имеете право пожаловаться в Трудовую инспекцию или прокуратуру. В жалобе сообщите, что на предприятии не установлен порядок индексации заработной платы, что является нарушением ст. 134 ТК РФ.

Также вы можете попросить соблюсти вашу конфиденциальность на основании ст. 358 ТК РФ, чтобы работодатель не узнал, кто именно подал жалобу.

Напишите в комментарии, удавалось ли вам добиться индексации заработной платы и с какими проблемами вы столкнулись.

Если статья была интересной, то ставьте лайк!

50 комментариев
Понравилась публикация?
180 / -7
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 50
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Мне кажется это не законно

Т к коммерческая компания не может повышать зарплату из за действий правительства

Если кому то не нравится что не повысили зарплату - увольняйтесь и ищете где больше платят

+6 / -84
картой
Ответить

Вот так и говорят все хозяева жизни. И у нас тоже самое творится.

+19 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

А кто тогда будет в таких организациях работать, если не будут з/п повышать? Людям то кушать хочется и одеваться. Цены растут, а з/п нет. Так еще мало того что з/п не повышают, так еще и требуют с одного человека как с десяти и работать нужно не 8 положенных часов а все 12. Если вы уж требуете с человека много, то и платите больше, а не копейки.

+61 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Согласен, есть одно, но. Работник ищущий работу не несёт издержек, а работодатель думающий как вы, каждый день работает в минус. И прежде чем устроиться на работу в ту или иную компанию, я лично, как и большинство мониторю отзывы о работодателе, мне хватает 2 отрицательных.

+3 / -6
Ответить
Фрилансер Андрей
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 37к
27.06.2022, 10:34
Волгоград

Ну работодатель работающий в минус, пусть тогда идет работать работягой и не будет к него иинусов

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Наверно тоже владелец какой то лавчонки, который чувствует себя Генри Фордом и копейку людям доплатить ни-ни Откуда вы блин беретесь такие ?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
26.06.2022, 11:36
Санкт-Петербург

У меня ООО, и с чего я могу поднять з/плату если доход фирмы не увеличился?

+7 / -16
картой
Ответить

Если доход фирмы не увеличивается, то наймите нормального управляющего

+22 / -1
Ответить

Гришко Павел ИгоревичПишет 26.06.2022 в 14:11
Если доход фирмы не увеличивается, то наймите нормального управляющего

Не скажите! Возьмём ЖКХ. Повышать или не повышать зарплату работников (в составе платы за СиР ОИ) решает не управляющий, а собственники МКД на общем собрании собственников. А собственники не хотят голосовать за повышение размера платы за СиР ОИ, так как не всем собственникам работодатели повышают зарплату. И так замкнутый круг. В ЖКХ из-за маленьких зарплат скоро вообще все работники разбегутся. У нас уже слесаря-сантехника в ЖЭУ найти не могут.

Всё законодательство по ЖКХ неправильное. Собственники должны сами для себя размер платы устанавливать???!!! Некоторые дома по 5 лет не повышают размер платы. Люди не понимают одного, как платим, так нас и обслуживают. Собственники квартир делают вид что платят, а УО делают вид, что работают. У нас уже УО расторгают договора с собственниками домов, и отказываются обслуживать дома за такую низкую плату.

+5 / -7
Ответить

если б людям повышали зарплату в стране, были бы нормальные зарплаты, а не нищенские, то и было бы основание поговорить о цене вопроса жкх, а так зарплату не поднимают, а с чего люди должны платить, голодать, но платить?

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
27.06.2022, 22:32
Санкт-Петербург

Ха-ха-ха…. Пусть управляющий и председатель поделятся доходом! За хлебное место не один миллион надо отдать. А как только рейдерским захватом поменяли власть, то тут же наружу обе стороны бумаги и доходы опубликовали. Пишу по практике собственника квартиры в многоквартирном доме. И три сантехника устроены вместо 1. И деда мороза дважды вызывали(реально был один на 2 дома), и аренда 60 м2 в проходном месте за 18 тыс руб жене председателя для парикмахерской, да ещё и ремонт помещения , вода и свет за счёт собственников. Двери в 2014 поменяли входные, 1 млн 200 тысяч за одну Шт.

При этом треснули и вылетели 4 плитки кафеля в общем коридоре, так поставили серо-бурые битые старые, типа денег нет. Отмыть деньги на дверях - деньги есть. Купить 4 плитки серого цвета, хотя бы в тон , новые, без сколов на краях, тут денег нет. Так что в ЖКХ вор на воре. Сантехников не будет- проблема председателя, пусть с доходов парикмахерской платит. Там много в его у нас выяснилось, суд за судом, три года. Подписи подделывают, договариваются. Но свои витринные окна за общие деньги моют. А у меня нет витрины, а мне 4 плитки с помойки…вот такое отношение .. и так во всем…

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
DELETE

А хозяйство вести, не бубенцами трясти! Будьте любезны постараться насчёт доходов, издержек и расходов!

А чёйто у вас доход не растет? Вона! Цены задрали в космос и рады поуши!!! А продавцвм ни разу не добавили ЗП! А какого хрена??? Ась??? А тем же работникам ЖКХ, а пенсионерам???! Нихрена и от дохлого осла уши! А вот взять любой товар! До нового года условный товар стоил условные 100 рублей!!! НДС от него выходил 20% а ля 20 рублей! Теперь тот же товар стоит от 170!!!( минимум!!!) до 220 рублей!!! (примерный максимум) Следовательно, НДС конечно же не поменялся в процентах (20%), но в рублях изменился же!!! От 34 до 44 рублей падает в казну!!! Почему тогда пенсии (от БАЗОВОЙ ЧАСТИ!!!) добавляют всего-то на каких то 8,6%??? Ну и типа разовые ЕДВ, чтоб не 3.143 дели!!! Так?

Ответ предполагается простой! Потому что МЫ нЕмы!

Мария Антуанетта один раз ляпнула про пироженки вместо хлеба, все! После, там постоянные движения! А мы все ждём у моря погоды или баба ха Авроры!

раскрыть ветку (0)

Закрой ООО

0
Ответить

И не пудри людям мозги

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

На практике: Работника наняли за 20000 пять лет назад. Работник пришёл требовать индексации и его попросили "раз не устраивает - вали". И тут же нанимают нового за 30000. Или в отделе из нескольких примерно равных работников постепенно обновляется штат каждый новый принимается с индексированной ЗП и получается, что работа и квалификация, вроде как, одна, а ЗП у всех разная. Иной раз весьма значительно.

Основной посыл у "работовзятеля": "за чем платить больше если и за меньше работают?". А всем работникам совет - Не устраивает ЗП (или другие условия) увольняйся или не ной! КОпромисы приводят к низким уровням условий труда и ЗП, расслабляют работодателя.

+9 / 0
картой
Ответить

Работодатель не может устанавливать разные зарплаты за труд равной ценности

0 / -1
Ответить
28.06.2022, 14:00
Санкт-Петербург

еще как может!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Работодатель в частной организации может все! В т ч назначать ту зарплату, какую считает нужным

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Я думаю нужно наказывать реально нарушителей.Нанял человека-плати как положено.Ни каких отговорок.Да и тюрьму можно построить ,если кому то места не хватит .

+8 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В этом правовом поле лидером должно быть государство в отношение своих бюджетников: педагогов, медицинских работников и работников культуры. Здесь обязательства выполняются только перед теми, кто существует на штатно-окладной системе оплаты труда, то есть перед уборщицами, сторожами и т.д. Ставки же государство не регулирует уже 10 лет, как и индексацию "зарплат" по вышеперечисленным категориям должностей. Пока просвета нет. В Думе опять бойкотируют эту тему.

+8 / 0
картой
Ответить

Государственные служащие, например, работают на основании контракта, на них ТК РФ не распространяется. Я не соглашусь, что зарплаты у бюджетников не повышаются 10 лет. Сам работал на госслужбе, зарплаты растут, причем значительно, то же касается врачей, учителей и т.д. Я уже молчу про их постоянные премии.

+1 / -6
Ответить
Фрилансер Андрей
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 37к
27.06.2022, 10:38
Волгоград

Госслужащий , и просто служащий разница очень большая в зарплате... Упомяните кем вы работали на госслужбе и какая у Вас была зарплата(да и годы рвюо ы упомянуть не забудьте), а потом сравните ту свою зарплату с зарплатой тех же учителей на то время!

+1 / -1
Ответить

Да он просто бла-бла, а пора уже знать большую разницу между тем, что в СМИ говорят и пишут и реальным положением вещей

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

По вашему комментарию видно, что ничего-то вы не знаете поо оплату труда бюджетников. Бюджетники - не госслужащие ни разу

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (50)

Обязан ли сотрудник работать при повышенной температуре

Нужно ли присутствовать на работе, если вы чувствуете недомогание или у вас температура? То есть обязаны вы или нет? И возможен ли такой вариант, что работодатель вас может вызвать на работу?
01:49
Поделитесь этим видео

Работники "скорой помощи" сами ждут помощи!

Разговор о скорой помощи и повышении заработной платы медицинским работникам предлагаю продолжить из-за многочисленных жалоб работников скорой помощи. Очень многие, с кем мне удалось беседовать

❄️☃️🌨️ Непогода, пробки и другие причины опозданий на работу: анализ судебной практики после отклонения законопроекта

В октябре 2025 года Государственная Дума отклонила законопроект, который предлагал закрепить в Трудовом кодексе особое правило для опозданий из-за непогоды. Это решение подтвердило действующий порядок,

Надо ли выходить на работу в ночную смену в день закрытия листка нетрудоспособности при сменном режиме работы? Вопрос–ответ

Работодатель, узнав откуда-то, что вам «закрыли» листок нетрудоспособности, настаивает, чтобы вы приступили к выполнению трудовых обязанностей в день «закрытия» освобождающего от работы медицинского документа.

Судим, пока не погашена: какие ограничения действительно действуют и когда они заканчиваются

Меня часто спрашивают: «Если суд уже прошёл, наказание отбыто, то я всё ещё судимый?» Ответ даёт не мораль и не общественное мнение, а закон. И он однозначен: пока судимость не погашена или не снята,...

Почему все средства производства и природные ресурсы самой богатой Страны Мира вдруг стали принадлежать непонятно кому?

Вопрос, на который до сих пор нет официального ответа. И не важно, как называть то, что произошло — «реформой», «приватизацией» или «разделом имущества». И самое обидное — это было сделано без согласия,...

Цитата Константина Сёмина бьёт точно в цель. Не красиво, не научно — но по факту

"Почему одни богатые, а другие бедные? Потому что одни обокрали других. Они богатые, потому что они украли. Они — умные, талантливые, обаятельные... воры. Это уже не идеализм. Это материалистический ответ.

Премии больше не рулят: как работодатели лишились любимой игрушки

С 1 сентября российские работодатели вступают в новую эру — эру справедливости. Ну, или хотя бы её видимости. Теперь им нельзя просто так взять и лишить сотрудника премии, потому что «я начальник — ты дурак».
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы