Новые права ГИБДД – подводные камни «отмены обязательного» техосмотра

В России с 30 декабря 2021 года отменен обязательный техосмотр для личных автомобилей, но некоторым категориям граждан все равно необходимо получить диагностическую карту, чтобы не платить штраф.
Что такое техосмотр и почему его отменили
Техосмотр — это проверка технического состояния ТС, при которой специалисты проверяют машину на соответствие стандартам и требованиям безопасности. При этом не идет речи об исправлении каких-то недочетов и неисправностей. Эксперты лишь указывают автовладельцу на обнаруженные проблемы — для этого заводится диагностическая карта на данное ТС.
Далее, основываясь на полученных от специалистов данных, владелец ТС проводит ремонт своего авто там, где ему хочется. После устранения неполадок нужно вторично явиться на технический осмотр, чтобы удостовериться, что транспортное средство исправно и не представляет опасности для окружающих. Для того чтобы все это сделать у автомобилиста есть 10 дней.
После проверки специалистом автовладелец получает на руки диагностическую карту, которая подтверждает исправность его машины. Каждый непройденный техосмотр оплачивался из кармана собственника по тарифу, зафиксированному в регионе.
Проблема российских водителей и инициатива 2021 года
По сведениям ГИБДД, большинство автовладельцев стремились купить «серую» диагностическую карту, а не проходить осмотр ТС у специалистов. Такие документы заказывались у компаний, проводящих ТО. Приезжали к месту поверки на своих машинах единицы. Как правило, эти люди не имели сомнений в исправности автомобилей и поэтому проходили ТО быстро.
При этом отследить покупку таких «серых» диагностических карт у контролирующих органов не получалось.
Поэтому сначала в 2021 году хотели ужесточить процедуру проведения техосмотра. Исходя из пожеланий инициаторов планировалось ввести обязательную фотофиксацию ТС до и после проведения ТО на пункте, имеющем лицензию. А сведения о процедуре операторы должны были бы отправлять через ЕАИС ТО. При этом сами пункты техосмотра обязали обновить оборудование и получить лицензию.
После появления такой информации операторы заявили, что повысят цены на свои услуги, чтобы покрыть расходы. В связи с чем ФАС начал разработку новых тарифов на техосмотр.
Неожиданная инициатива МВД — отменить обязательный техосмотр!

Автовладельцы с горечью ожидали, что вскоре им придется хлебнуть проблем с проведением планового техосмотра, когда летом прошлого года внезапно появилось прямо противоположное предложение: органы МВД заговорили о возможности вообще отменить ТО как обязательную процедуру.
По словам главы ГИБДД Михаила Черникова, в некоторых регионах требования по обеспечению населения пунктами техосмотра не выполнялись. Но саму по себе обязанность содержать автомобиль в рабочей состоянии это никак не отменяет. Да и любому автовладельцу хочется, чтобы его железный конь работал, а не простаивал в гараже.
Кроме того, в ПДД закреплено требование к водителю, который перед поездкой должен проверить, все ли исправно в его автомобиле.
Исходя из вышеизложенного, МВД посчитало, что «отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», вполне возможно.
С Черниковым согласился и Председатель комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, подчеркнувший, что к такому решению нужно было прийти уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — сказал Москвичев.
В пояснительной записке к новому закону была приведена статистика участия в ДТП легковушек и мотоциклов, которые имели действующий полис ОСАГО и диагностическую карту, но при этом оказались неисправными.
Источник цитаты.
По статистике, вероятность попасть в ДТП составляет:
- у легковушки – 1,1%,
- у мотоцикла – 0,7%,
- у автобусов – 5,6%,
- у грузовика — 2,07%.
Источник данных.
Все это выглядит достаточно красиво на словах, а что мы получим на практике?
Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году

Если автомобиль принадлежит частному лицу, то ему не нужно проходить техосмотр. Главное при этом помнить, что вы не сможете использовать свою машину для коммерческих целей — сдавать в аренду, таксовать на ней и прочее. Не разрешается использовать личный транспорт и в служебных целях.
Во всех остальных случаях диагностическая карта будет необходима.
Кому придется пройти техосмотр в 2022 году
В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство были приняты 24 декабря, далее их подписал Совет Федерации.
Но техосмотр как обязательную процедуру, был сохранен для некоторых вариантов:
- если ставится на учет ТС возрастом старше 4 лет;
- если были совершены регистрационные действия, связанные со сменой владельца ТС, возрастом старше 4 лет;
- если были совершены регистрационные действия, связанные с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- чтобы соблюсти требования законов ЕЭС по вопросу проверки выполнения требований к машинам, находящимся в эксплуатации при внесении изменений в их конструкцию;
- в отношении такси, автобусов и грузовиков;
- если визуально будет обнаружен признак технической неисправности, которая создает угрозу безопасности дорожного движения.
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.
Источник информации: ГАРАНТ,
Будут ли штрафы для тех, кто не пройдет техосмотр?
С 1 марта 2022 года был введен новый штраф за езду без техосмотра тем, кто обязан иметь диагностическую карту и такой штраф составляет 2000 руб.
Фиксируют нарушения такого рода способны дорожные камеры.
Нормативная база: N 219-ФЗ от 26 июля 2019 года
Как получать ОСАГО без диагностической карты в 2022 году?
Никаких проблем в этом смысле возникать не должно: с 22 августа прошлого года автомобилисты уже получили возможность оформлять полисы ОСАГО без наличия диагностических карт.
Нужно ли проходить добровольный техосмотр?

Специалисты из Российского союза автостраховщиков советуют автомобилистам не экономить деньги на ТО и периодически его проходить добровольно.
У сотрудников ГИБДД есть право останавливать автомобили для проверки его исправности при подозрении на неисправность. Такую проверку они могут провести на месте либо отогнав автомобиль на ближайший стационарный пункт.
При этом если будут выявлены неисправности, то автовладельцу запретят эксплуатировать ТС. Следовательно, владельцу машины придется вызывать эвакуатор, чтобы доставить машину до ближайшей станции техобслуживания, а также заплатить штраф за езду на неисправном автомобиле.
«Наличие действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если нет диагностической карты
Автомобиль, пострадавший в ДТП, претендует на выплату по ОСАГО независимо от того, в каком состоянии находится машина.
Но при этом, по закону об ОСАГО, страховщики имеют право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, если его ТС не было в исправном состоянии на момент самого ДТП. При этом страховой компании нужно доказать, что причиной аварии стала именно неисправность одного из автомобилей.
Но по статистике РСА, на практике случаи, когда причиной ДТП стала именно техническая неисправность машины, встречаются крайне редко.
Если на момент ДТП у виновника аварии будет в наличии действующий результат техосмотра, то предъявить ему регресс по основанию «неисправность ТС виновника ДТП» станет невозможно.
Нормативная база: ст. 14 N 40-ФЗ от 25.04.2002.
--
Текст авторский, копирование и использование возможно только с письменного разрешения Юридической Консультации "E911 Group".
Нормативная база по теме статьи:
N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002;
№ 494-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2021
Но при этом, по закону об ОСАГО, страховщики имеют право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, если его ТС не было в исправном состоянии на момент самого ДТП
То есть денежки за полис они хотят в любом случае и выплату вернуть через регресс. Зачем тогда нужен полис ОСАГО?.
Регресс возможен только при одном обстоятельстве, избежать которого - прямая обязанность автовладельца. Это обстоятельство - неисправность авто ДО аварии.
Все логично.
Теперь при любом ДТП страховщики будут использовать все методы лишь бы предъявить регресс! Всё логично -живём в России!
Для обогащения страховых компаний
Вот, ещё-бы они приравняли к Техосмотру, плановое прохождение Технического обслуживания у дилера.
А то два раза деньги дерут.
Ага, так еще и ездить нужно в разные места! Почему нельзя дилерам разрешить проводить техосмотр?
Да надавали прав гиббонам, а проку?
Уже надоело, мусолят вопрос о техосмотре . Уже не понятно что хотят от автовладельцев? Понятно одно обобрать как липку.
А вы знаете, что практически весь страховой бизнес в России принадлежит иностранным компаниям? И местные страховые, как правило, все страховки перестраховывают в инокомпаниях?