Что делать, если магазин отказывается возвращать в пределах 14-дневного срока товар, если он не подошел

Автор статьи – Мальковская Ирина Сергеевна, юрист, имеет степень бакалавра Российской государственной академии интеллектуальной собственности, в настоящий момент трудится юристом в компании, занимающейся антикризисным управлением (организация, где именно трудится юрист, останется тайной), студент магистратуры по специальности “Правовое сопровождение бизнеса” Российского государственного гуманитарного университета и осознанный потребитель.
Недавно с одной моей знакомой произошел вопиющий случай спекулятивной наглости.
Ситуация следующая: покупает диван, оформляет предзаказ, так сказать (продавец – ИП), платит предоплату, но диван покупатель должен получить позднее. Через неделю покупатель понимает, что диван она не хочет покупать, приходит в магазин и говорит, что хочет отказаться от покупки (напоминаю: товар все еще в магазине), а магазин говорит: “Отказ не принимаем. Деньги не вернем". У покупателя паника: что делать?
А вот ответ от юриста, что делать в такой ситуации. Во-первых, запоминаем закон: “О защите прав потребителей” – наш лучший друг! Ищем его в «КонсультантПлюс», в Гугле и т.д., открываем и читаем. А еще лучше покупаем бумажный вариант, храним на полке и учим наизусть! (Шучу, открываем, когда он нам нужен, но иногда отслеживаем, а не поменяли ли его (благо это не закон “О банкротстве” – меняется редко.)
Во-вторых, отключаем панику, включаем мозг. Ниже представлен пошаговый алгоритм, что и как делать, когда магазин отказывается возвращать деньги, а вы правы.
Для начала возможны два варианта развития событий и при каждом свои положения Закона:
1. Как в нашей истории, деньги были уплачены вперед, товар – в магазине, а покупатель не хочет его забирать, ну передумал он, бывает.
Что делаем: если магазин отказывается возвращать деньги, то пишем письменную претензию, текст следующий:
Я, такой-то такой-то, купил какой-то товар в таком-то магазине такого-то числа, внес столько-то предоплаты. Дата пришел в магазин и отказался от покупки товара, товар по настоящее время находится в магазине. Товар мне не подошел по габаритам/цвету и так далее (основания смотрим в ч. 1 ст. 25 закона “О защите прав потребителей”), нужного товара для обмена в магазине нет. Магазин неправомерно отказал мне в возврате денежных средств, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 25 закона “О защите прав потребителей” покупатель имеет право на обмен или возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. С покупки прошло n дней. Более того, товар по настоящее время находится в магазине, покупателю не передан.
Поскольку аналогичный товар отсутствует в магазине, прошу на основании ч. 2 ст. 25 закона “О защите прав потребителей” прошу вернуть денежные средства в размере n рублей по следующим реквизитам:
[Здесь пишем реквизиты карты]
2. Товар купили, распаковали, померяли еще раз и передумали. Допустим, сапоги. Купили под пальто, пришли домой, померили с пальто и понимаем, что не то!
Что делаем: приходим в магазин и просим деньги назад, схема та же. Но вот если магазин не в какую, то также пишем претензию, текст другой:
Я, такой-то такой-то, купил какой-то товар в таком-то магазине такого-то числа по такой-то цене. Дата пришел в магазин и сказал, что товар мне не подошел по габаритам/цвету и т.п. (основания смотрим в ч. 1 ст. 25 закона “О защите прав потребителей”), нужного товара для обмена в магазине нет. Магазин неправомерно отказал мне в возврате денежных средств, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 25 закона “О защите прав потребителей” покупатель имеет право на обмен или возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. С покупки прошло n дней. Товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Поскольку аналогичный товар отсутствует в магазине, прошу на основании ч. 2 ст. 25 закона “О защите прав потребителей” вернуть денежные средства в размере n рублей по следующим реквизитам:
[Здесь пишем реквизиты карты]
Реквизиты карты вы можете найти в своем личном кабинете своего банка.
А теперь внимание: данная инструкция написана для непродовольственных товаров, подлежащих обмену по закону “О защите прав потребителей”, купленных в РОЗНИЧНЫХ МАГАЗИНАХ (не на сайте в Интернете).
Настоящая статья написана в просветительских целях, автор не несет ответственности за ваши действия по ней. Не является юридической консультацией.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
В ЗоЗПП нет указания на сохранность тары (упаковки). Однако в Леруа Мерлен мне отказали ввиду несохранности упаковки (она была открыта).
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки (ст.3-25 Закона о ЗПП). Товарный вид, это и есть упаковка, ведь после Вас они должны будут продать товар как БУ, а это не выгодно. Да и следующий потребитель не захочет брать товар без упаковки.
Купил для а/м амортизаторы маслогазовые задние, установил в автосервисе. Проехал 300 км. Они не работают. Вернул в магазин до истечения 14 дней. Магазин отказывает в возврате, мотивируя не правильной установкой, после экспертизы продавца оказалось отсутствия газа. Какие мои действия.
Можно больше данных. По результатам экспертизы кто виноват? товар некачественный или установка неверная? - это важно. По вашему обращению ничего не понятно.
В приличных современных магазинах всегда есть качественное видеонаблюдение, где при необходимости можно воспроизвести факт купли продажи при потери чека. Там и покупайте.
только никто не даст покупателю смотреть видеонаблюдение, чаще через полицию. А камера иногда до 3-х дней записи держат.
Смотреть видеонаблюдение еще возможно по запросу суда и запросу депутата. Данные с камеры архивируются на сервере торгового предприятия, чтобы при необходимости просмотреть при расследовании и спорных вопросах.
В случае с диваном можно отказаться от товара по ст.497 ГК РФ (так как товар еще не получен), а вот 25 статья действует, когда товар на руках.
Куда и кому писать эту претензию? Об этом вы не написали!
Претензию пишем продавцу.
Спасибо!