Чотчаева Малика Абубакировна
Чотчаева М. А.Подписчиков: 11116
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.9М

Верховный суд РФ обобщил судебную практику по делам о защите прав потребителей: как потребителю защитить свои права, важно знать

1 601 просмотр
811 дочитываний
79 комментариев
Эта публикация уже заработала 39,95 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 10.11.2022 эта публикация заработала 250,00 рублей
Зарабатывать

Верховный суд РФ обобщил судебную практику по делам о защите прав потребителей: как потребителю защитить свои права, важно знать

Добрый день, дорогие мои читатели!

Вы часто задаёте вопросы по защите своих прав как потребителей. Поэтому я решила осветить эту тему в публикации, рассмотрим в ней, какая сейчас практика сложилась в сфере защит прав потребителей в судебных инстанциях.

В октябре этого года Верховным судом РФ опубликован новый обзор практики по судебным делам в сфере защиты прав потребителей. О некоторых из них вы возможно уже читали.

Основные моменты из последнего обзора ВС РФ по делам о защите прав потребителей

1. В момент заключения сделки по купле-продаже продавец обязан сообщить покупателю (потребителю) об имеющихся обременениях на товар правами иных лиц. (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 25.01. 2022 г. N 49-КГ 21-41-К 6).

2. На производителе товара ненадлежащего качества лежит вся ответственность, следовательно, он обязан возместить потребителю все убытки понесённые им, включая уплаченные кредитному учреждению проценты, если сделка была с участием потребительского кредита, то есть были потрачены кредитные средства по целевому назначению на оплату конкретного товара (Определении Судебной коллегии ВС РФ от 18.01.2022 г. N 46-КГ 21-37-К 6).

3. Если потребитель отказывается от товара надлежащего качества, который он приобретает дистанционно (интернет) то для определения юридически значимых обстоятельств необходимо учесть следующее:

  • Соблюдены ли потребителем (покупателем) указанные на сайте продавца сроки отказа товара надлежащего качества.
  • Обеспечить продавцу возможность проверить товар после его возврата на предмет сохранности товарного вида продукции, его потребительских (функциональных) свойств, а также количества и комплектности.
  • Сейчас вопрос с возвратом товаров приобретённых дистанционным путём стоит актуально, потому как все мы приобретаем через Интернет много всего. Поэтому хочу сказать, что действующим законодательством нет никакой ответственности в виде неустойки, если продавец нарушает срок возврата денег за товар надлежащего качества, приобретённый через интернет. (Определение Судебной коллегии ВС от 25.01 2022 г.N 49-КГ 21-34-К 6).

4. На взаимоотношения между потребителем и исполнителем по проведению маркетинговой программы, а также других методов продвижения услуг и товаров, могут распространяться Закон о ЗПП (защите прав потребителей).

Если исполнитель восстановил права одного отдельно взятого потребителя, а неопределенного круга лиц нет, то данное обстоятельство не является основанием в полном отказе судом истцу, если иск был изначально заявлен в интересах неопределенного круга лиц –потребителей, участвующих в аналогичных правоотношениях (правовое обоснование – Определение Судебной коллегии ВС РФ от 08.02.2022 г. N 5-КГ 21-191-К 2).

5. Основным моментом во всех юридических спорах, является вопрос о том, на ком лежит бремя доказывания. В данном случае бремя доказывания того, что исполнитель не нарушал права потребителя, лежит на самом исполнителе, а не потребителе. (Определение Судебной коллегии ВС от 8 февраля 2022 г.N 5-КГ 21-175-К 2).

6. Только закон может ограничить ответственность исполнителя, кем бы он не был в сделке (продавец, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченное ИП, импортер), если он ненадлежащим образом исполнил свои обязанности перед покупателем (потребителем услуг), согласно Определения Судебной коллегии ВС от 29.03. 2022 г. N 48-КГ 22-1-К 7).

7. В случае если потеря товара, была по вине транспортной организации - экспедитор, то перед потребителем всю ответственность несет он, так как он принял на себя обязанность перевезти товар и доставить.

Если исходить из условий договора по доставке груза и о том, что ответственность экспедитора может быть ограничена, то они ничтожны, так как его ответственность уже определена ФЗ. (Определение Судебной коллегии ВС от 19.04 2022 г. N 5-КГ 22-14-К 2).

8. По общему правилу нам известно, что Закон о ЗПП может применен, если стороной в сделке выступает ИП или же организация, но в своем определении ВС сослался на то, что имеет также значение то на какие цели приобретается товар, работы или услуги. (Определение Судебной коллегии ВС от 28.09.2021 г. N 36-КГ 21-5-К 2).

9. Тот факт, что договор между двумя сторонами (потребитель, исполнитель) расторгнут, не означает, что в последующем к данным правоотношениям нельзя применить нормы Закона о ЗПП. (Определение Судебной коллегии ВС от 05.04. 2022 г. N 56-КГ 22-13-К 9).

10. Если суд удовлетворят исковые требования потребителя, которые исходят из Закона о ЗПП, суд взыскивает с исполнителя штраф за то, что он добровольно не устранил нарушения не доводя до судебных разбирательств (Определение Судебной коллегии ВС от 09.11 2021 г. N 46-КГ 21-31-К 6).

Несмотря на то, что в Обзор ВС включены многие моменты в спорах о защите прав потребителей, но каждый случай индивидуален, поэтому с ним нужно разбираться детально.

Как защитить свои потребительские права?

Как только человек зашел в обычный магазин или на сайт интернет магазина, приобрел что-либо, пошел к стоматологу, в салон красоты и ему оказали услуги, он становится потребителем и у него возникают определенные права.

А как быть, если услуги и товары ненадлежащего качества?


1. Потребуйте заменить товар на такой же
2. Потребуйте заменить товар на аналогичный, но с перерасчетом цены.
3. Можете также потребовать незамедлительно устранить недостатки купленного товара, т.е. воспользоваться гарантией.
4. Отказаться от сделки и потребовать полный возврат денег в течение 14 дней.
5. Если добровольно не устраняют, необходимо сначала написать претензию в адрес потребителя.
6. Можно также подать жалобу в Роспотребнадзор.
7. Если вышестоящие способы не возымели должного действия, обратиться в суд с иском.

В заключении хотелось бы сказать, чтобы вы помнили, что закон о ЗПП на ашей стороне. Практика показывает, что суды в основном удовлетворяют такие иски потребителей, а с продавцов (исполнителей) взыскивают штраф 50 % от сумм, которые взыскали в пользу покупателей (потребителей), а также незначительную денежную сумму за душевные страдания (моральный вред), если таковой заявлен.

Источник картинки - Яндекс

Проголосовали:154

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

79 комментариев
Понравилась публикация?
153 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Чотчаева Малика Абубакировна
Комментарии: 79
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Сагаякова Елена Юрьевна

Суды действительно чаще всего принимают решения в пользу потребителя. Таким образом Закон о защите прав потребителей работает во всю мощь. Ну и бонусом штраф, установленный пунктом 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Компенсация морального вреда также работает, но суммы часто урезают. Тем не менее, хоть что-то да взыскивают.

+12 / 0
Ответить
Светлана алексеевна

Вопрос- действует закон о защите прав потребителей в области некачественных услуг управляющей компании? И как работает ЗПП в случае не оказанных услуг?

+2 / 0
Ответить
Аннет
15.11.2022, 16:23
Орехово-Зуево

Формально действует. Но на практике - всё по понятиям.

Был Международный день защиты прав потребителей. Тетка, уполномоченная по правам потребителей, собрала в какой-то школе родителей и стала объяснять, что такое права потребителей. Но по ее версии, право потребителя = это вовремя оплачивать коммунальные услуги. И это во время пандемии, когда можно было и не оплачивать.

И вот прошло 30 лет со всремени принятия Закона о защите прав потребителей, а народ не понимает про что это.

Вопрос: понимает ли уполномоченная по правам потребителей тетка или придуривается? И почему родители школьников не возмутились таким вот способом глумления над народом? Народ в коме?

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Михаил Захарович

Да нет у нас НОРМАЛЬНОГО суда, нет! Я и моя супруга столько раз пытались защитить свои права, но суд с крупным "игроком" всегда встаёт против нас, потому что в суде "назначенцы" решают как повернуть "закон", который не нами, а прихватизаторами написан

+7 / -1
Ответить
Аннет
15.11.2022, 16:17
Орехово-Зуево

Вы правы! А игроки как раз крупные играют. Монополисты!

У этих игроков свои представители в судах, куда они ходят, как на работу, каждый день. Причем это даже не юристы, а какие-то полуграмотные тетки с фальшивками. Их задача - потрошить клиентов. А на иски клиентов они реагируют так: "нам не разрешают проиграть!"

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Аннет
15.11.2022, 16:12
Орехово-Зуево

Я с вами не соглашусь. Как раз в 90-е годы, когда Закон только приняли, 100 процентов исков потребителей удовлетворялись. А теперь совсем другая практика.

И бремя доказательств лежит на потребителе, особенно если ответчик какой-нибудь Энергосбыт. И судья все время путает, кто ответчик, а кто истец. На ложные голословные или фальсифицированные доказательства ответчика судья реагирует странно :"Как может, так и отвечает". Причем такие "доказательства" принимаются, а на ходатайства истца никакой реакции - ни ответа, ни привета. Подшито в папочку - и всё!

Какая защита прав? Глумление!

Это цирк с конями! В 90-е годы хоть какой-то здравый смысл присутствовал. Теперь кажется, что все сошли с ума или просто слабоумные. Непонятно, что случилось с народом?

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Ирина
Учитель начальных классовИрина
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг 87.1к
17.11.2022, 14:02
Москва

Получается, что если исполнитель, приняв по акту товар с браком, длительное время не выплачивает покупателю деньги, то в выплате неустойки потребителю откажут? В пункте 3, 3 раздел (Определение Судебной коллегии ВС от 25.01 2022 г.N 49-КГ 21-34-К 6) . А как же Закон о защите прав потребителей?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Якутина Ольга Васильевна

спасибо

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
Николай Батурин
Консультант против полицейскогНиколай Батурин
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг 63.3к
09.11.2022, 13:56
Красноярск

Пока владельцы торговых точек не будут заинтересованы в своей репутации, продавцы так и будут втюхивать просрочку, потому что зависят материально от хозяев магазинов!

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Агинский Станислав Михайлович

В момент заключения сделки по купле-продаже продавец обязан сообщить покупателю (потребителю) об имеющихся обременениях на товар правами иных лиц. (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 25.01. 2022 г. N 49-КГ 21-41-К 6).

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Слепцов Марк Валерьевич

Спасибо за информацию!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Валентина
Политическая социологияВалентинаVIP
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг 20.4М
09.11.2022, 14:14
Подольск

Купила арбуз, а он прокис внутри. Вернули сразу деньги.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (79)
Фикачев Игорь Владимирович
Подписчиков 3970
13.05.2024, 15:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.3М
Доставка испорченного товараДоставка продуктов питания из магазинов, это очень удобный способ,...
Подробнее
Неинтересно
0
18
Мама школьницы
Подписчиков 10299
14.05.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Наказала «Вайлдберриз». Подбрасывало от некомпетенции, от хамства, равнодушия и вранья
Подробнее
Неинтересно
-2
50
Руслан
Подписчиков 9357
15.05.2024, 07:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.4М
Хочу привести один пример из судебной практики, который касается одного сложного уголовного дела.
Подробнее
Неинтересно
0
8
Фикачев Игорь Владимирович
Подписчиков 3970
13.05.2024, 15:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.3М
Доставка испорченного товараДоставка продуктов питания из магазинов, это очень удобный способ,...
Подробнее
Неинтересно
0
18
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1949
02.05.2024, 14:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.5М
Введение и поступивший вопросВопросы по защите прав потребителей поступают довольно часто ,...
Подробнее
Неинтересно
-1
9
Сандлер Георгий
Подписчиков 2781
24.07.2024, 21:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.9М
РОСТЕХ и РОСНАНО выступили с инициативой.
Подробнее
Неинтересно
0
12
Кузьмин Артём Александрович
Подписчиков 0
20.07.2024, 15:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг498
Общая юрисдикция: определение и значение
Подробнее
Неинтересно
0
Сафронов Ярослав Валерьевич
Подписчиков 2853
15.07.2024, 14:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг651.3к
В этом посте хочу поделится завершенным делом в мае 2024г., по которому мой доверитель в 2022г.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Росик Виктория Валерьевна
Подписчиков 6547
06.07.2024, 13:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5М
В общепринятом смысле подарочная карта (сертификат) - документ, подтверждающий ...
Подробнее
Неинтересно
0
15
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 370
05.07.2024, 08:36
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг590.4к
Вашему вниманию представляется дело о подарочных сертификатах. Вправе ли покупатель ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Лучшие моменты из Велиеолепного Века
Подписчиков 133
05.07.2024, 02:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг49.5к
В этот момент рядом было очень много детей. По счастливой случайности никто не пострадал
Подробнее
Неинтересно
00:49
Поделитесь этим видео
0
0
Albert maximov
Подписчиков 26
30.06.2024, 22:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг41.4к
## Колхозник: жизнь в 21 веке
Подробнее
Неинтересно
0