Госкапитализм в России приобретает новый триггер
В переломный момент бюджеты никогда не исполняются в запланированные сроки, как это было в 2009, 2015, 2020 и 2022 годах, с плавным переходом от запланированных расходов в 24,1 триллиона в начале 2022 года к фактическим 31,1 триллиона.
Для быстрого реагирования на кризисный процесс необходимы срочные меры по стабилизации экономики.
Что поставлено на карту. Во времена геополитической и экономической неопределенности частная инициатива всегда играет на руку государству. Это не является привычкой, присущей только России. Например, то, что сделали США и европейские страны в период с 2009 по 2012 год, - это перевели частные долги на государство, что привело к резкому росту государственного долга.
В России геополитическая неопределенность осложняет ситуацию, и чем больше неопределенность, тем сильнее перекос от частной инициативы к государственной.
Те из них, которые прямо или косвенно связаны с государством, сейчас жизнеспособны и имеют потенциал для роста. К ним относятся связанные с государственными заказами, непосредственно распределяемые из государственного бюджета, затраты и инвестиции государственных и полугосударственных предприятий, а также гарантированные государством (например, государственные субсидии и кредиты, гарантированные государством).
Очевидно, что с 2022 года государственный капитализм в России приобретет новый импульс, а доля государства в экономике увеличится.
В 2011 году инвестиционная среда дала трещину, и из года в год доля инвестиций государства в экономике продолжает расти.
В структуре капитальных инвестиций доля государства увеличилась с 36% в 2020-2021 годах до почти 42%, что является самым высоким показателем с 2000 года; в 2011 году она была наименьшей - 27,2%.
Если включить полугосударственные предприятия, то процент будет еще выше. В России все основные отрасли прямо или косвенно контролируются государством. Нефть и газ, финансы, транспорт, электроэнергетика (особенно атомная), коммунальные предприятия, аэрокосмическая и оборонная промышленность, некоторые виды машиностроения и автомобилестроения (Ростех) и сельскохозяйственная собственность косвенно контролируются государством через субсидии.
Пять лет назад на долю государственных предприятий и предприятий с прямым государственным участием приходилось 47% всей выручки России без учета МСП. Однако с точки зрения чистой прибыли эта доля превышает 60%.
По приблизительным оценкам, прямое и косвенное влияние государственных предприятий составляет более 63% оборота и до 77% прибыли. Эта тенденция становится все более сильной.
Государство должно создать импульс и триггеры для роста в текущей реальности - эти сумасшедшие расходы с 4 квартала 2022 года являются логичным и естественным шагом, иначе экономика не стабилизируется.
Снижение ВВП на 2,5-2,7% к концу года было обусловлено участием государства в стабилизации экономической ситуации, поскольку без поддержки спад составил бы менее 10%.
В настоящее время ожидается, что расходы будут значительно выше запланированных, поскольку частная инициатива должна финансировать экономический рост в условиях замораживания.
Ожидается, что в 2022 году расходы увеличатся на 26% до 31,1 тонны