"Алло! Вы обвиняетесь в государственной измене!"
Краткое содержание:
В связи со спецоперацией российских войск в Украине, выходом различных связанных с ней постановлений, россияне стали чувствовать себя менее уверенно в отношении собственного будущего. Даже будучи ни в чем не виноватым, среднестатистический российский гражданин теперь подспудно опасается сделать или сказать что-то не так, показаться неблагонадежным. И этим бессовестно пользуются мошенники.
Расскажу об одной уже не совсем новой схеме обмана граждан, на которую чуть не попалась на днях моя знакомая. Возможно, вы о ней читали или сталкивались лично, но если нет, надеюсь, эта информация покажется вам полезной.
"Добрый день. С вами говорит сотрудник РУВД..."
Данная мошенническая схема появилась осенью 2022, и сперва затрагивала преимущественно жителей Москвы и Московской области. К весне 2023 она распространилась на другие регионы и в настоящий момент коснулась даже Дальнего Востока.
Телефонный мошенник звонит гражданину (это может быть как обычный звонок, так и аудиовызов на WhatsApp), называет его по имени и, представившись сотрудником полиции, сообщает о том, что против него возбуждено дело по статье 275 УК РФ, а именно - госизмена. Чаще всего звонящий сообщает, что с банковского счета его собеседника был произведён перевод денежных средств на имя некого рандомного гражданина Украины, предположительно, с целью спонсирования украинской армии. На замечание абонента, что с его карты не производилось подозрительных списаний, мошенник отвечает, что транзакция была приостановлена банком (чаще называется Центробанк, однако в случае моей знакомой, например, упоминули Примсоцбанк) до выяснения обстоятельств. Мошенник сыплет юридическими терминами, задаёт провокационные вопросы вроде:
"Что вы знаете о деятельности фонда "Вернись живым"?" Как вы связаны с данным фондом?
Звонящий оказывает психологическое давление, запугивая уголовной ответственностью, затем смягчается, сообщая, что, вероятнее всего, мошенники, пытавшиеся провернуть аферу со счётом гражданина, являются работниками банка, и склоняет его к сотрудничеству якобы с ФСБ и полицией, напирая на гражданский долг и желание поскорее очистить свое доброе имя. Иногда к делу "обработки" будущей жертвы подключается "сотрудник банка" , по чьей инициативе якобы была начата проверка. Совместно или в одиночку мошенники вызнают у абонента различные данные о его счетах и банковских картах и уговаривают поучаствовать в ловле нечистых на руку сотрудников банка на живца, дают жертве некое очень важное "секретное задание". Из того, что я слышала, чаще всего предлагают "фиктивно" взять в банке в кредит определённую сумму денег, все время скрытно находясь на связи. Попутно, чтобы занять мысли жертвы мошенники просят обратить внимание на разные отвлеченные вещи: имя, внешность сотрудника, оформляющего кредит, его поведение и т. п. После деньги требуют вернуть на счёт в другом банке, "чтобы не вызвать подозрений". Если у абонента достаточно собственных денег на банковском счёте, вместо "фиктивного" кредита мошенники могут склонить его непосредственно к "фиктивному" переводу. И так как, согласно имеющейся информации, подобные звонки нередко осуществляются посредством подмены номеров с территории Украины, попавшись на удочку мошенников, вы и впрямь рискуете оказаться обвиненными в том, чем они вас пугали.
Как не попасться.
Моей знакомой повезло: она не очень ведомый человек. Да и мошенник оказался, вероятно, не слишком опытный. Её сразу насторожило, во-первых, то, что звонил ей, проживающей во Владивостоке, сотрудник "РУВД Москвы", во-вторых, сам факт звонка на WhatsApp с подобным разговором. На вопрос о том, почему звонят на WhatsApp, мошенник заявил, что имеет право вести дознание любым удобным для себя способом.
Так ли это на самом деле?
НЕТ!
Подобные вопросы никогда не решаются дистанционно. Исключение в некоторых случаях составляет формат видеоконференции посредством специальной фиксирующей аппаратуры, но и в этом случае гражданину предварительно направляется официальная повестка с вызовом к следователю или дознавателю, где ему и сообщают о возбуждении против него уголовного дела. Ни в коем случае это НЕ происходит по телефону.
Далее, имеют ли право сотрудники правоохранительных органов требовать от гражданина совершения каких-либо финансовых операций, сделок с имуществом и т. п.?
НЕТ!
Ни по телефону, ни при личной встрече представители силовых структур не могут настаивать на подобном. Так что любой намёк на такую "помощь государству/полиции/ФСБ" - это верный признак того, что вы общаетесь с мошенником.
Что ещё должно вас насторожить в разговоре с "сотрудниками полиции"?
Они:
- ошибаются при уточняющих вопросах (мошенники порой путаются в названии станций метро и автобусных остановок, улиц, в званиях и прочих мелочах, которые должны бы знать);
- стараются не прерывать разговор (как только вы положите трубку, у вас появится возможность успокоить первый испуг, трезво подумать о том, что происходит, появятся вопросы);
- категорически отказываются от личной встречи, предложения приехать, чтобы разобраться в отделении;
- стараются отвлечь или запугать, если упоминете о желании проверить сотрудника, прежде чем продолжить разговор;
- звонят рано утром, пока человек не до конца проснулся и легковнушаем;
- используют большое количество сложных юридических терминов в речи, чтобы запутать и напугать собеседника.
Что с этим делать?
Лучшее решение, когда поняли, что звонит мошенник - это сбросить вызов и заблокировать номер. Не стоит издеваться над звонящими, угрожать, грубить или шутить, так как этим вы можете спровоцировать злоумышленников пробовать на вас все новые схемы обмана из-за обиды или спортивного интереса.
Если не уверены, что звонок поступил от мошенника, уточните у звонящего ФИО, звание, место работы и личный номер, попросите прислать фото удостоверения, сообщите, что продолжите разговор после проверки полученных сведений. Настоящий полицейский не станет вам препятствовать.
Проверьте номер, с которого вам позвонили, вбив его в поисковик браузера. Если это мошенник, о номере могут уже иметься негативные отзывы на соответствующих сайтах.
Позвоните в отделение и уточните, действительно ли у них работает данный сотрудник, не направлялось ли вам повестки, которую вы по тем или иным причинам могли не получить. Скорее всего, вам ответят отрицательно, так как при неявке по повестке к вам скорее направили бы сотрудника, нежели стали звонить по телефону.
В том же случае, если поняли, что имели дело с мошенниками, слишком поздно (успели выполнить предъявленные требования или не уверены, как много выдали информации, которую посторонним не следует знать), обратитесь в полицию. И как можно скорее. Этим вы убережете себя от будущих неприятностей и минимизируете ущерб, который могут нанести мошенники.
Сталкивались ли вы с подобным?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты