Mazda возрождает роторные двигатели, рассматривая уникальный путь к обезуглероживанию
ТОКИО - Культовый роторный двигатель Mazda Motor впервые за 11 лет обрел новую жизнь в качестве генератора для нового гибридного автомобиля с подключаемым модулем, появившегося по мере того, как японский автопроизводитель пытается найти свою нишу в эпоху электричества.

Mazda Motor использует роторные двигатели в качестве расширителя модельного ряда в своем новом спортивном внедорожнике MX-30 plug-in. (Фото Михо Танкаи)
"Роторный двигатель - это не просто двигатель. Это символизирует наш дух вызова", - сказал исполнительный директор Mazda Эйджи Накаи.
Mazda стала первым автопроизводителем, начавшим массовое производство роторных двигателей в 1967 году. Эти легкие, но мощные двигатели помогли компании, которая тогда производила 300 000 автомобилей в год, завоевать поклонников по всему миру.
Производство автомобилей с роторным приводом в 2012 году было приостановлено из-за ужесточения ограничений на выбросы в Европе. Но двигатели, теперь с улучшенной топливной экономичностью на 25%, вернулись на производственную линию Mazda в Хиросиме в прошлом месяце в подключаемой версии компактного спортивного внедорожника MX-30.
Запас хода новой модели от аккумулятора составляет 85 км, который может быть увеличен более чем до 600 км за счет использования роторного двигателя для выработки дополнительной мощности. Респект болельщикам
После приостановки производства в 2012 году автопроизводитель искал способ сохранить двигатель. Но "наша технология экономии топлива Skyactive привела к повышению тепловой эффективности, что усложнило задачу", - сказал Накаи.
Двигатель наконец-то вернулся в эпоху электромобилей, отчасти благодаря его совместимости с подключаемыми гибридами.
Роторные двигатели работают за счет вращения треугольного ротора, что приводит к уменьшению размеров и упрощению конструкции по сравнению с более типичными поршневыми двигателями. Для подключаемых модулей требуются аккумулятор, двигатель и генератор, а это означает, что двигатель меньшего размера оставляет место для двигателя большего размера. Подключаемый модуль MX-30 оснащен двигателем, почти на 20% более мощным, чем его электрический аналог.
Роторные двигатели менее экономичны при работе на низких оборотах в минуту. Но "мы можем эксплуатировать их в идеальных условиях в качестве генератора, что позволяет нам оптимизировать экономию топлива", - сказал Накаи.
Еще одним фактором является потенциальное применение в транспортных средствах с нулевым уровнем выбросов.
"Конструктивно роторные двигатели могли бы хорошо работать на водороде", - сказал Накаи. В отличие от обычных двигателей, в роторных двигателях всасывание и сгорание топлива происходит в отдельных камерах. Это делает их безопасным вариантом при работе с водородом, который может воспламеняться при высоких температурах.
Mazda стала первой компанией, осуществившей коммерциализацию автомобиля с водородным двигателем, который она начала сдавать в лизинг в 2006 году, с использованием роторных двигателей. "Чтобы достичь углеродной нейтральности, важно иметь механизм внутреннего сгорания, который может работать с различными источниками чистой энергии", - сказал Накаи.

Mazda начала сдавать в аренду автомобиль с роторным двигателем на водороде в 2006 году. (Фото получено Nikkei)
Технология, используемая в подключаемых автомобилях, может быть применена и к электромобилям. Mazda планирует расширить свою линейку электромобилей на аккумуляторных батареях в 2028 году и стремится к тому, чтобы к 2030 году на долю электромобилей приходилось от 25% до 40% мировых продаж.
Третьим фактором является озабоченность по поводу превращения электромобилей в товар.
Mazda - автопроизводитель среднего размера, продавший около 1,1 миллиона автомобилей по всему миру в 2022 финансовом году. Он сталкивается с конкуренцией как со стороны более крупных конкурентов с обширными военными запасами, так и со стороны Tesla и китайских производителей электромобилей, которые стремятся снизить цены.
"Вместо того, чтобы стать лидером в переходе на электромобили, мы станем последователями с видением", - заявил в этом месяце президент и исполнительный директор Mazda Масахиро Моро.
"Мы должны предлагать вещи, которые являются уникальными для Mazda", - сказал он.
Mazda "обладает технологией, но не смогла окупить свои инвестиции", - сказал Кодзи Эндо из SBI Securities. Продажи электрического MX-30 были вялыми, что привело к просьбам дилеров о том, чтобы Mazda устанавливала роторные двигатели на более популярные модели.