Аманов Арслан Аманович
Аманов А. А.Подписчиков: 143
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг63.5к

Особенности административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления

193 просмотрa
32 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 1,58 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На сегодняшний день сложно переоценить значение деятельности, реализуемой со стороны органов местного самоуправления. Для осуществления ими своих полномочий установлена определенная нормативно-правовая основа, положения которой должны строго соблюдаться должностными лицами органов местного самоуправления. При нарушении норм действующего законодательства со стороны должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрены соответствующие меры ответственности. Главным образом они направлены на создание механизма, который позволит воплотить на практике действительную, а не фиктивную реализацию добросовестного и законного исполнения полномочий указанными субъектами. При этом особый интерес вызывает административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления. Следует отметить, что в рамках действующего законодательства установлены составы административных правонарушений, применяемые к таким специальным субъектам, однако на практике их практическая реализация осложняется рядом проблем. Как следствие, в рамках настоящей научной статьи особый доктринальный интерес приобретает вопрос о выявлении особенностей и проблем административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

Исходя из анализа положений действующего законодательства можно выделить следующие особенности, присущие административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления:

1) Субъектами административных правонарушений являются специальные субъекты – должностные лица органов местного самоуправления, которые наделены властными полномочиями, а также полномочиями распорядительного характера;

2) Для квалификации административных правонарушений, совершаемых рассматриваемыми лицами, необходимо руководствоваться не только нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), но и специальным законодательством, которое устанавливает полномочия органов местного самоуправления;

3) Совершаемые административные правонарушения такими должностными лицами имеют повышенную степень общественной опасности в силу занимаемого ими статуса и признания их в качестве публичного субъекта. Соответственно, их деятельность должна быть направлена на благо общества, а не причинять вред.

Рассмотрим указанные особенности более подробно.

Так, должностные лица органов местного самоуправления являются специальными субъектами. В связи с тем, что они осуществляют публичную и властную деятельность, то для них предусмотрены специальные составы административных правонарушений, а также повышенные меры ответственности (более строгие наказания). Однако следует отметить, что даже такой дифференцированный законодательный подход к установлению административной ответственности рассматриваемых субъектов не позволяет говорить об эффективности практической реализации законодательных положений, установленных в данной сфере.

Так, например, на законодательном уровне нашли отражение нормы о рассмотрении обращений граждан со стороны органов местного самоуправления. За нарушение таких правовых предписаний установлена и административная ответственность в рамках ст. 5.59 КоАП РФ.

Для квалификации деяний по указанному составу необходимо руководствоваться не только положениями КоАП РФ, но и специальным законодательством, которым установлены особенности и порядок рассмотрения обращений граждан. В данном случае особое значение занимает Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Как следствие, за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрен состав административного правонарушения. Однако его практическая реализация осложняется рядом трудностей.

Во-первых, можно говорить о том, что само специальное правовое регулирование в сфере порядка рассмотрения обращений граждан не является совершенным. Например, имеются определенные коллизии в особенностях подачи гражданами или юридическими лицами электронного обращения и его последующего рассмотрения органами местного самоуправления. Наличие не в полной мере урегулированных вопросов порождает наличие трудностей и в применении ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку правоприменителям сложнее установить состав административного правонарушения и правильно квалифицировать совершенные деяния виновным лицом.

Во-вторых, санкция ст. 5.59 КоАП РФ не отвечает современным реалиям, о чем свидетельствует наличие достаточно большого количества административных правонарушений по данному составу, совершаемых со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. Как следствие, возникает вопрос об ужесточении наказания за совершение такого деяния. В данной связи предлагаем не только увеличить штраф за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, но и дополнить ст. 5.59 КоАП РФ частью второй, которая будет устанавливать повышенные санкции за совершение повторного правонарушения по данной статье.

В-третьих, представляется важным конкретизировать особенности квалификации деяний по рассматриваемому составу. Это может быть сделано на уровне постановления Пленума Верховного Суда, которое следует принять и посвятить его вопросам административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления. В рамках такого Постановления следует разъяснить специфику объективных и субъективных признаков по ст. 5.59 КоАП РФ. Представляется, что такой подход позволит сделать более единообразной практику применения составов правонарушений, предусматривающих административную ответственность должностных лиц органов местного самоуправления.

В-четвертых, следует согласиться с предложением С.П. Степкина, который в рамках своего исследования актуализирует вопрос о необходимости дачи прокурорам «четких и понятных указаний по порядку привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, что повысит качество подготовки дел и количество привлекаемых за нарушение прав граждан на обращение должностных лиц» . Представляется, что такие указания должны быть систематизированы в виде методических рекомендаций, которые следует принять на уровне ведомственного акта, исходящего от Генпрокуратуры России. При этом они могут быть посвящены в целом вопросам порядка привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности и проблемы привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления. Как следствие, в рамках настоящей научной статьи были сформулированы направления по разрешению выявленных коллизий и определены перспективы совершенствования правового регулирования в данной сфере. Представляется, что данные рекомендации могут иметь не только теоретический, но и практический интерес в целях повышения эффективности реализации законодательных положений об административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

2 комментария
Понравилась публикация?
13 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Аманов Арслан Аманович
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7104
21.04.2024, 08:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Инициативой спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось совещание, на котором ...
Подробнее
Неинтересно
-3
204
Петров Владимир Анатольевич
Подписчиков 949
20.02.2024, 13:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.4к
Как хочется дожить до светлого будущего, когда к руководству страной придут Патриоты России,...
Подробнее
Неинтересно
-2
17
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19838
11.04.2024, 13:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.7М
Не могут проиндексировать пенсию из-за того, что в базе социального фонда я числюсь как работающая.
Подробнее
Неинтересно
06:55
Поделитесь этим видео
-1
27
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7104
21.04.2024, 08:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Инициативой спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось совещание, на котором ...
Подробнее
Неинтересно
-3
204
Некрасов Роман Владимирович
Подписчиков 1971
18.11.2023, 07:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг165.2к
В свете нынешних времён актуален вопрос экономии. Многие помнят лозунг «экономика должна быть экономной».
Подробнее
Неинтересно
-1
11
Недилько Вера Владимировна
Подписчиков 1976
11.05.2023, 14:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг168.8к
Занимаясь увековечением памяти своих дедов, Недилько Николая Ивановича и Новикова Василия Романовича,...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19838
04.04.2024, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.7М
Добрый день гости и пользователи сайта. Недавно ко мне обратился заявитель со своей проблемой.
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
0
20
Кутькин Михаил Вячелавович
Подписчиков 95
21.11.2023, 10:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.1к
Мусор - неизбежное следствие нашей повседневной жизни. Мы производим отходы каждый день, и очень важно,...
Подробнее
Неинтересно
-4
6
Дереберг Фируза
Подписчиков 3399
17.09.2023, 06:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.2М
Свора собак может устроить «авторазбор»: когда остановят проблему бродячих ...
Подробнее
Неинтересно
-1
7
Правовое крыло
Подписчиков 64
08.04.2023, 18:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3747
Приветствую всех читателей! Сегодня мы поговорим о том, как разрешить споры ...
Подробнее
Неинтересно
0
0