Скрытая жемчужина современной церкви середины века
Хаф-Мун-Бэй, Калифорния, является домом для одного из лучших примеров современного дизайна середины века в католической церкви. Его стремительные изогнутые линии отражают эстетику эпохи самолетов. К сожалению, эта художественная история малоизвестна и находится под угрозой утраты.
Быстротечная, но великолепная эпоха в истории искусства – это современное движение середины века. Это была интермедия геометрической простоты и мастерства в пространстве между стильностью ар-деко 1920-30-х годов и модой космической эры 1960-х годов в духе Джетсонов. Это было искусство эпохи авиации.
Современный дизайн середины века наиболее известен благодаря мебели, одной из лучших из когда-либо созданных (например, изогнутый письменный стол с выступом, за которым я сейчас сижу). Мебель середины века процветала на пике одновременного развития эстетической науки, эргонометрического дизайна и новых технологий высокоточной обработки дерева. К сожалению, его медленная смерть последовала за резким падением прибыли и дискриминацией потребителей. Такие дизайнеры, как Чарльз и Рэй Имс, проиграли массовому производству мебели Ikea и других компаний.
Однако наряду с мебелью эстетика середины века дала нам удивительную архитектуру и искусство — часто и то, и другое в одном месте. Каждую неделю я посещаю потрясающий пример — католическую церковь Богоматери Колонны в Хаф-Мун-Бэй, Калифорния, ласково называемую OLP.
Непризнанная драгоценность
OLP — малоизвестная приморская деревенская церковь с замысловатым изогнутым интерьером, украшенным витражными фресками под высокой крышей, напоминающей ангар для самолетов. В хоре на мессе в 10:00 всего три человека, из которых двое — моя жена Крисцилия и я. Возможно, я единственный человек, который признает уникальное художественное наследие OLP, поэтому я хочу сохранить его таким, какое оно есть, и поэтому я пишу это.
Поскольку OLP неизвестен, давайте сравним его с действительно известным зданием середины века — Первой объединенной методистской церковью Сан-Диего. Вот как эта церковь выглядит внутри:
Обратите внимание на изогнутый цилиндрический потолок и угловые опоры, которые делят горизонтальные балки пополам. Концы скамеек отражают это параболическое искусство, как и очертания люстр в форме ракетных кораблей. В таких великих зданиях, как это, например, в зданиях архитектора Фрэнка Ллойда Райта, мотивы вновь появляются на полу, мебели, окнах и крыше. Все элегантно сочетается.
Теперь давайте посмотрим на OLP. Снаружи он выглядит простым и квадратным, нечто среднее между миссионерской церковью и школьным спортзалом (хотя сады великолепны).
Внутри церковь представляет собой полный контраст. Доминируют кривые, что, вероятно, связано с новой эпохой авиации 1950-х годов, когда была построена церковь. В то время Сан-Франциско только что открыл свой международный аэропорт «за холмом». горы. Хаф-Мун-Бэй получил собственный аэропорт всего несколько лет назад, благодаря армии и Второй мировой войне.
Также к югу от Сан-Франциско, но на густонаселенной стороне гор, находилось одно из крупнейших зданий в мире — Ангар А на Моффетт-Филд. Ангар был построен в 1930-х годах для размещения цеппелинов.
Наклонные стороны и изогнутая крыша этой гигантской вешалки напоминают сглаженную трапецию.
На самом деле здесь есть три вида изогнутой арки: самая квадратная — это форма стены/потолка, затем более широкая арка, затем более узкая арка, идеальный полукруг которой сосредоточен на круге нимба Девы Марии. Эта более узкая арка имеет ту же форму, что и арка в Сан-Диего, как и вертикальные стойки, делящие пополам горизонтальные балки.
Те же кривые появляются при взгляде от алтаря к входу. С этого ракурса выделяется круглое окно-розетка. Он перенесен из старой церкви, которую заменила эта. Люстры имеют плавные дуги на вершинах, перекликающиеся с дуговым мотивом линии крыши и витражей. Необычно то, что изогнутые расширители цилиндров имитируют капоты авиационных двигателей, что является отдельным напоминанием об авиации в дополнение к форме ангара самолета.
На мой любительский взгляд кажется, что эта крошечная сельская церковь содержит несколько ключевых мотивов знаменитой церкви Сан-Диего, в частности, наклонные опорные колонны, линию крыши с ангаром для самолетов и соответствующие люстры для самолетов и ракет. Но вот в чем загвоздка: OLP провела свою первую мессу в 1954 году, за целых десять лет до того, как была построена церковь в Сан-Диего. Маленькая сельская церковь превзошла большую знаменитую и, возможно, даже вдохновила ее.
Но что делает OLP таким впечатляющим, так это цикл витражей, изображающих восемь кадров христианского повествования. Окна имеют круговые арки в мультяшном, абстрактном стиле середины века, стиле, в котором редко изображаются человеческие фигуры.
1. Благовещение. Дуги здесь пересекаются над Марией, как бы образуя балку крыши церкви.