"ОЗОН" массово зачищает негативные отзывы, скрывая рабский труд на своих складах

Совсем недавно отгремели новости о массовых нарушениях на складах Wildberries, и, чтобы не попасть под волну проверок, тут же спешно засуетился еще один гигант интернет-торговли – "Озон". Хотя речь пойдет не о самом "Озоне" как маркетплейс, а поговорим о "внутренней кухне" компании, которая именуется как ООО "Интернет-решения" (юридическое название "Озона").
О том, что "Озон" внезапно начал "борьбу" с негативными отзывами, я узнала совершенно случайно. И при этом зачистка ведется практически любых отзывов, которые прямо или косвенно касаются сортировочных центров "Озона", которые в народе просто называют "склады".
Краткое предисловие: о том, что из себя представляет работа на вахте в Москве, я знаю не понаслышке, так как в свое время несколько лет работала HR-менеджером в нескольких аутсорсинговых компаниях, лично присутствовала на ВСЕХ объектах и местах проживания, куда направляла людей вахтовым методом, и плюс к этому пару лет назад сама имела "честь" поработать несколько месяцев на пресловутом СЦ "Озона", о котором сегодня пойдет речь. Так что если интересуетесь работой вахтовым методом в Москве (о других городах сказать ничего не могу), то рекомендую прочитать вот эту мою статью → По телефону вам этого не скажут: вся правда о работе вахтой в Москве.
Как я попала на работу на склад "Озона"
Абзац будет коротким, потому что в моем случае мне особо рассказать нечего. Решение о работе принималось не по великой нужде или необходимости "свалить" из родного города. Более того, проживая в подмосковных Мытищах и имея за плечами многолетний стаж на административных должностях, проблемы с выбором работы у меня никогда не стояло. А с 2020 года вообще оформила самозанятость и полностью вышла во фриланс.
Так вот, еще с осени 2021 г. переговорили с мамой, которая приобрела участок с домом в Брянской области, что к весне приеду помочь ей с посадками. В ноябре у меня подходит к завершению рабочий проект и встает выбор, как скоротать зиму: погружаться в новый длительный проект, значит есть риск облома с моей поездкой к родительнице.
И тут я вспоминаю о своем прошлом опыте в HR, и что промзона с самыми популярными складами у меня почти под боком. Мне даже показалось это забавным, получить опыт работы на складах, когда раньше я туда нанимала людей. Да и если честно, то даже соскучилась по более активной деятельности, чем месяцами напролет сидеть за компьютером.
В общем, недолго думая, я прошлась по всем своим старым контактам, и нашла контору (аутсорс), где вроде и ставка терпимая (2200 за смену), и аванс 500₽ в день дают, и нет договора о вахте на 30/60/90 дней. Так я устроилась на "зимовку" на склад "ОзонА", который располагается в подмосковном Пушкино.
Ожидание и реальность: как на самом деле устроена работа на складах "Озона"
Разоблачать мифы мне не придется, так как я хорошо представляла, где мне предстоит подрабатывать, и какие условия труда на складах (которые в разы лучше, чем на тех же мясокомбинатах). Но одно дело быть просто информированным, и совсем другое испытать все на свое шкуре. А уже в первые месяц работы я начала наблюдать и другую сторону работы вахтовика, о которой даже не знают в Аутсорсинговых компаниях. Это уже относится непосредственно к самому "Озону".
1. Скорость превыше качества: правда о том, куда пропадают ваши посылки на "Озоне"
Прием и отправка грузов на складах Озона не прекращается никогда. Несколько раз в день приезжают огромные фуры с посылками, которые нужно оперативно разгрузить, провести сортировку по разным направлениям (городам), все упаковать на поддоны и укомплектовать ими другие фуры (которые отправляются в разные города). Это касается ВСЕХ логистических центров и любой транспортной компании, а в Москве и области так вообще одни из самых ключевых узлов России.
Но как это работает на Озоне? Здесь именно скорость работы решает все. Вначале я дико изумлялась, когда сотрудники в бешеном ритме перекидывают упаковки с места на место, совсем не беспокоясь о целостности товара. Хоть и откровенно "пинать" товар не разрешается, наблюдать такое было не редкость.
На складе был выделен очень большой участок для брака, куда отправлялись все битые посылки. Под завязку груженые тележки с браком уезжали в этот отдел раз в 30-40 минут. Весь этот товар списывался, оформляясь как "возврат", но только списание это происходило очень долго. Разбирать битый товар почти некому, так как в отделе брака и возврата могут работать только официальные сотрудники склада. Тут работа за ПК, и вахтовика с аутсорсинга особо сюда не пускали, т.к. речь о материальной ответственности.
Сотни, а порой и тысячи посылок в день просто не доходят до своих покупателей, а продавцы лишаются доходов. И причиной всему халатное отношение самого Озона к деятельности на своих СЦ. Ведь здесь в основном работают вахтовики, всем тупо плевать на ваши посылки, их бьют, пинают, швыряют со всей дури, и никто не несет за это ответственность!
Руководство складов Озона ставят в приоритет именно скорость сортировки и комплектации, ведь фура должна отправиться строго по расписанию, а под конец смены (утро или вечер) на складе не должно остаться непринятого товара.
2. Отношение руководства "Озона" к персоналу
Речь, конечно же, не к официальным сотрудникам складов (хоть и там далеко не все гладко), а именно к вахтовикам. Вообще, вся эта статья и основана на отношении, которого на "Озоне" просто нет.
Когда я работала там, на пушкинском складе было 4 начальника смены, у каждого в подчинении свои ребята (нач. отделов), и вроде со стороны смотришь – нормальные мужики, вроде адекватные, но только до момента, пока не "открылась" их смена.
Дикий ор, маты, хамство и унижение – все это в избытке присутствует на складах Озон, и тут я ни в чем не преувеличиваю. Да, иногда были исключения, и это зависело именно от нач. смены: если главный умеет руководить процессом, относится к людям не как к скотам, а по нормальному, то и смена проходила тихо и спокойно. Но это - исключение. Вертикаль власти была налицо: истеричный нач. смены, неадекватные его подчиненные, трясущиеся от страха бригадиры – все это нередко выливалось в невероятно напряженную работу всего склада.
Что лично я еще застала на складе Пушкино в "Озон"? Убийство одного вахтовика (потасовка между гражданами Азии), избиение до полусмерти начальником смены одного воришки (украл телефоны из курток), наркоманов и в умат пьяных "бригадиров", на поведение которых (почему-то) закрывали глаза.
Но вопросов, почему все это происходит на складах Озона у меня не было. Большинство новых вахтовиков, приехавших в поисках нормальной работы, просто увольнялись после 3–4 смен, переходя на склады другой компании. Поэтому и приходилось работать лишь с теми, кто "прижился" на этом складе. И единственные спокойные дни были лишь тогда, когдаобъявляли проверки. Сразу и с людьми по-человечески начинали говорить, и чистота с порядком появлялась.
В общем, лютый трэш там творился пару лет назад. Как сейчас обстоят дела – не знаю. До февраля меня хватило там, и, мысленно поблагодарив себя за полученный опыт, я просто уехала к маме, как и планировала с осени. К слову сказать, меня не слишком напрягал ни график работы (12 часов), ни небольшие перерывы. Я предпочитала работать в ночные смены, чаще помогала официальным сотрудникам с оформлением возвратов посылок (я ж опытный юзер ПК и разных программ), ну и плюс у меня менталитет управленца, а не вахтовика, потому на все происходящее смотрела лишь со стороны, лишь пару раз возникали конфликты (более личного характера).
"Озон" зачищает правдивые отзывы о своей компании: страх проверок или работа над репутацией?
Чем руководствуется "Озон" мне неизвестно, а вот то, что началась плотная работа над удалением негативных отзывов - я узнала недавно.
Через неделю, как я приехала к маме, началось СВО, и я решила задержаться у нее, ибо было непонятно, что будет происходить на приграничных зонах (об этом писала статью тут → "Чуть стекла не выбило": мой опыт жизни в Брянской области). Так как я не знала, когда соберусь вернуться в Мытищи, то решила возобновить работу на фрилансе, а заодно "реанимировать" свои аккаунты на сайтах отзывов, которые я веду с 2017 года.
В апреле 2022 года написала вполне себе честный отзыв на склад "Озон" на популярном сайте "Отзовик". Отзыв был посвящен даже не самому Озону (о нем так честно я пишу лишь в этой статье), а больше вахтовикам, которые устраиваются через аутсорсинговые компании. В отзыве я также уделила абзац одной даме из компании Профрезерв, которая изрядно портила как воздух, так и жизни многим ребятам на этом складе (в ее бригаде я бы не проработала ни дня). Но в целом в отзыве не было негатива, как сегодня, но оценка моя была с двумя звездами.
Больше года мой отзыв привлекал внимание лишь вахтовиков (у него ежедневно неплохие просмотры), а 31 октября я внезапно получаю претензию от официального аккаунта "Озона":
Данный отзыв нарушает правила площадки руководствуясь пунктом 2.6 “Пропаганда мошенничества, халявы, ЛГБТ**, политических и религиозных взглядов, либо призывы к насилию, либо публикация запрещенной в РФ информации (включая контрафакт и нарушения авторских прав), либо Отзывы об оружии (за исключением спортивного и для самообороны), а также брань и оскорбления.” В данном отзыве найдены брань и оскорбления, что может повлечь за собой негативные последствия, влияющие на деловую репутацию компании.Считаем, что данный отзыв является недостоверным, нарушает правила платформы, несет оскорбительный характер и подлежит удалению.

О том, что на мой отзыв была получена претензия узнала через письмо от самого Отзовика, в котором меня попросили ответить на претензию, иначе отзыв подлежит удалению.
Незамедлительно я ответила в комментариях на данную претензию и сразу же написала в техподдержку сайта, заявив, что не собираюсь удалять или изменять свой отзыв, так как претензия ложная. На самом деле, в моем отзыве нет ничего криминального, а только неприкрытая правда о работе на складах "Озона" + честный рассказ о хамовитой бригадирше из компании "Профрезерв". Пообщавшись с техподдержкой, ситуацию я уладила. Правила сайта я не нарушила, отзыв оставили в покое.
А недавно я прошлась и по другим отзывам на Озон и была немало изумлена: почти на каждый отзыв, который был с 1-3 звездами, с официального аккаунта Озона начали поступать претензии и жалобы.
"Озон начал зачистку негативных комментариев, так как их невероятно огромное количество и это влияет на репутацию компании.
В этом вы можете убедиться лично, просто заглянув на какой-нибудь официальный сайт с отзывами: везде от "Озона" будут "претензии" и требование удалить отзыв.
И ведь некоторые отзывы действительно удалятся! По крайней мере с площадки "Отзовика", так как если владелец аккаунта не отреагировал на претензию в течение нескольких дней, то отзыв автоматически удаляется. А вы знаете, что многие люди регистрируются на таких сервисах лишь для того, чтобы оставить отзыв и больше не заходят в аккаунты.
Это получается, что Озон собирается делать хорошую мину при плохой погоде: им нужно, чтобы на склады ехало как можно больше вахтовиков, которые, начитавшись правдивых отзывов, просто делают выбор в пользу других компаний. Также Озону явно светят проверки (и миллионные штрафы будут в любом случае), ведь их конкурент Wildberries уже под контролем, хотя там условия работы совсем иные (строже, да, но порядка больше и отношение к товару бережное).
Если бы не данная претензия на мой отзыв, я бы вообще не вспоминала про Озон. Маркеплейсом пользуюсь довольно часто, у меня к ним претензий не было особо. Лишь единственный раз мне пришла в хлам помятая книга, за которую я отдала большие деньги. Но теперь я знаю причину, по которой посылки приходят в таком ужасном виде или не доходят до покупателей вовсе.
А я думал, что там руководство СЦ ходит с блокнотиком и ласково опрашивает вахтовиков, чем они недовольны и что еще может сделать руководитель для улучшения жизни народа. Примерно, как президент - все для народа. Вы не в курсе, что весь народ в стране так интересен правительству?
Недавно по ТВ показывали, как работают американцы на складах подобных ОЗОН. Условия ужасные - нет туалетов, нет перерывов на обед. У нас в ОЗОНе тоже самое?
Насчет Отзовника скажу, что там вообще не любят публиковать критические отзывы, и отклоняют оные под любым предлогом. Сравниваю с айриком, например, несколько отзывов с критикой разных компаний на айрике приняли, а на отзывнике отклонили. Возможно там существует договоренность с определенными компаниями о приорететах размещения.
Я ещё не встречала компаний, которые любят негативные отзывы и публикуют их!
Всегда и все отклоняют под надуманными предлогами!
На hh.ru, например...
Сначала - отзыв на проверке у модератора.
Затем - отзыв отклонён...
Поэтому все работодатели, у нас, белые и пушистые!!!
Так ваш отзыв на Озон на Отзовике удален или нет? В отзыве были брань и оскорбления?
Правила сайта я не нарушила, отзыв оставили в покое. - написала в статье.
Так как много лет уже пишу на разных площадках, то умею "фильтровать" текст, даже если весьма негативно настроена (не позволяю себе брань, оскорбление и прочее). Мой отзыв не тронули, а вот у других уже начинают потихоньку удалять.
Странно. На Irecommend полно негативных отзывов про Озон и все живые.
А на складе ВБ вы долго работали?
Я ни на каких складах, кроме Озона, не работала. Просто много связей со времен работы в HR осталось, рассказывают люди внутреннюю кухню разных компаний и складов... А на счет отзывов: ну непосредственно на Озон и на работу на складах Озона - это разные категории отзывов. На Айреке я почти не сижу, не зашла у меня площадка, на СВ и Отзовике пишу, вот на последнем и чистка идет капитальная....
А, понятно. Просто вы написали, что на ВБ "порядка больше и отношение к товару бережное", поэтому и возник вопрос, так как такого количества поврежденного товара как на ВБ, больше, наверное нигде нет. Тонны жалоб на то, что приходит товар разбитый в хлам. Ну а об ужасах работы на ВБ только ленивый не написал. Но раз у вас не личный опыт, то вопрос снимается.
Не мой личный, да, но много девочек лично знаю, которые там работали. Битый товар есть везде, на каждом складе это случается. Только вот на ВБ довольно жестко с этим, платят за "битье" в основном из своего кармана. Те, кто работал на Озоне после ВБ дико удивлялись, что тут вообще халатность к товару и разгильдяйство, да еще на БВ оплата по сделке, и большая конкуренция за саму работу. На Озоне же ставки, а скорости работы добиваются за счет кнута.
Но все это, повторюсь, было на момент двухлетней давности. Последнее время с абстрагировалась от рекрутинга и складов, может какие изменения и произошли. Особенно что касается ВБ, т.к. только в этом году у них 2 крупные публичные проверки по складам прошли. И Озона это тоже коснется, к бабке не ходи.
Если на Озоне халатность и разгильдяйство в плане отношения к товару, то почему процент повреждённых товаров у Озона минимальный?
А у ВБ, который якобы строго следит за этим, полно разбитого хлама приходит?
Смотрю с точки зрения покупателя.
вот, скрин категории на Отзовике прилагаю ))
у нас вахтовики в приоритете перед местными.у вахтовиков зарплата почасовая со ставкой выше.чем у своих работяг.Свои же работяги рвут и мечут на сдельной оплате,но даже по сделке зарплату вахтовиков не догнать.