Как научиться слушать и говорить, чтобы тебя слышали?
Каждый человек хочет, чтобы его слышали, понимали и принимали. Это базовые потребности.
Но всегда ли это так? Сегодня к вашему вниманию предлагаю несколько инструментов эффективной коммуникации.
1) Техника эмпатического (активного) слушания
Слушаем в доброжелательной, открытой позе. Контакт «глаза в глаза» на одном уровне. Если это ребенок, можно присесть, наклониться, взять его за руки. Этот контакт очень важен для подростков.
Даем обратную связь о его чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях. Повторяем «слово в слово».
Перефразируем - что хотел человек вам сказать, только другими словами.
Например: «Если я тебя правильно поняла, то…..», «Другими словами…..», «То есть….», «Ты сказал….». После этого человек соглашается или нет, и тогда уточняет то, что он хотел сказать. Это говорит о том, что вы его слушаете и пытаетесь понять, это очень важно, что его слышат!
Если в речи есть обобщающие слова «Все, всегда, постоянно, везде, ничего, никогда и т.д.» , тогда в перефразировании можно сказать например «В твоем окружении есть люди, которые …..» - на обобщение все, «Ты часто замечаешь, что …..»-на слова всегда, постоянно и т.д. в контексте проблемы. Важно вывести от обобщения к более конкретным деталям.
2) Техника эффективной похвалы
Что значит эффективная? Она не должна содержать сравнения, прямых оценок с кем-то.
В ней должны быть реалистичные описания каких-то действий, усилий либо их результатов. Похвала должна содержать описание чувств, критерии оценки и создание возможности для формирования позитивной Я-концепции.
3) Техника введения запретов и ограничений
Содержание запретов и ограничений - физическая и личностная безопасность человека.
Она включает:
-Сохранность оборудования, техники, вещей;
-Постоянство времени и места (например, занятий, встреч и т.д);
-Ограничений должно быть немного, они предъявляются в ясной и понятной словесной форме. Могут иметь тотальный императивный характер и предъявляться безлично.
4) Техника «Я-высказывания»
Ее цель не вежливость и мягкость, а ясность и прямота (но не грубость).
-Объективно описать событие (ситуацию) без эмоциональной окраски и без своего истолкования:
Например «Когда на меня поднимают голос, то …..» , а не «Когда ТЫ меня кричишь, то….
-Описать свою реакцию. Когда мы говорим «Я», то находимся на безопасной почве. Описать эмоцию. Например, «Я обижена», « Я чувствую себя забытой», «Я злюсь» и т.д. Описать свое поведение. Например, «Я ухожу в себя», « Я решаю….», « Я начинаю….» и т.д.
-Высказать свои пожелания, но не формировать их как требования (что они должны делать). Например, « Мне хотелось бы….» В этом случае человек слышит позицию и чувствует свою свободу выбора.
-По возможности предъявить как можно больше альтернативных вариантов, учитывая физическую и личностную безопасность.
В этой статье я привела основные инструменты эффективной коммуникации.
Мне было бы интересно узнать, какими из них вы пользуетесь? Как это вам помогает?
Перефразирование - это может показаться на первый взгляд сложным, но ему можно научиться. Возврат смысла сказанного другими словами, дает иное понимание и может осознаваться по-другому и быть очень важным.

Умение слушать и говорить так, чтобы тебя слышали, развивается с практикой и постоянным самоанализом. Будь терпеливым и старательным, и со временем вы сможете стать более эффективным коммуникатором.
Спасибо за практическую и очень важную информацию!