![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201810/21/60x60/541132.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/15/60x60/1feb3776b37e04d71345b6b703a95990.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/60x60/252486.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/С.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202002/12/60x60/3a97d59cd71535cd49e46cce538b5440.jpg)
Здравствуйте, дорогие друзья и посетители сайта!
Сегодня мы поговорим о таком интересном вопросе, как досудебное урегулирование споров, когда обязательно, а когда нет. Есть ситуации, когда вполне без претензии можно обойтись и сразу обратиться с иском в суд.
Но лучше «плохое» соглашение между сторонами, чем суд. С этим, надеюсь, многие согласятся.
Да, всё зависит от конкретной ситуации, здесь нельзя сказать определённо, тем более каждый случай уникален с учётом тех или иных проблем и претензий.
Также есть понятие медиатора, когда стороны пытаются привлечь его к взаимопониманию и достичь соглашения между собой путём нахождения компромисса для каждой из сторон. Но эта стадия отличается от досудебного решения вопроса: здесь участвует специалист (переговорщик), его цель – найти пути решения.
А досудебный порядок – это когда стороны сами пытаются найти выход из ситуации и часто не могут выйти на какое-либо соглашение. Ведь каждая сторона считает, что только она права и никак иначе.
Если одна сторона недовольна работой или оказанием услуг своего контрагента, в этом случае, согласно условиям договора, стороны на уровне обычно руководителей пытаются обсудить создавшуюся ситуацию и решить её путем направления друг другу предложений (ст. 2 ГПК РФ, п. 6 ст. 2 АПК РФ).
В случае, если стороны не находят взаимопонимания, приглашают медиатора, который и помогает сторонам решить спор между ними (ст. 153.5 ГПК РФ, ст. 11 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»).
Также существуют третейские суды, которые позволяют решить споры по хозяйственным правоотношениям. Третейский суд не связан с судебной системой РФ, но его решение также имеет свою юридическую силу (ст. 31, 33 ФЗ «О третейских судах в РФ»).
Обычно досудебный порядок устанавливается в договоре между сторонами либо в отдельных случаях установлен законом.
Если такой порядок указан в договоре, в этом случае стороны должны направить друг другу предложения либо претензии. Срок ответа на претензию также указан в договоре, если такого срока нет, тогда по общим правилам такой срок составляет 30 дней (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 2 ст. 452 ГК РФ, ч. 5 ст. 4, п. 5 ч. 1 ст. 129, ст. 148 АПК РФ).
При этом следует помнить о сроке исковой давности, который обычно составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ) либо с момента, когда сторона (лицо) узнало о нарушении своих прав либо должно было узнать (ст. 200 ГПК РФ).
На претензию рекомендуем отвечать внимательно, лучше обратитесь к юристам.
При этом как таковой обязанности отвечать на претензию у вас нет. Есть обязанность у другой стороны направить такую претензию, иначе суд не примет иск к рассмотрению либо оставит без движения.
Смотрите, решение споров в досудебном порядке возможно как между хозяйствующими субъектами правоотношений, так и при решении споров между обычными гражданами и юридическими лицами, особенно если один участник является государственным органом (администрация, судебные приставы, орган власти и т.д.).
Примеры:
- при торговле – когда потребитель в рамках норм ЗЗПП предъявляет свою претензию;
- при туризме (отдыхе) – лицо требует компенсировать ему некачественную услугу;
- между юрлицами (ИП) – одна сторона не возвращает денежные средства по договору либо нарушает его условия;
- при оказании транспортных услуг – претензии по пассажирским и грузовым перевозкам;
- при аренде недвижимого или движимого имущества – в случае задержки платы за аренду;
- при спорах с надзорными органами – несогласие с актами налоговой проверки;
- при отказе в регистрации государственной инспекцией.
Для каждой вышеописанной ситуации предусмотрены сроки для направления претензии, а в случае отсутствия такого срока законом обычно такие моменты отображаются в договорах либо в самих требованиях (претензиях).
Здесь крайне важно соблюдать все требования, которые установлены как законом, так и договором. Существуют также особенности по оформлению самих претензий, но это отдельная тема.
Рекомендуем в любом случае при возникновении проблем обращаться к юристам, которые после изучения всех материалов предоставят вам консультацию и направят вас в верном направлении, так как обычно люди или субъекты правоотношений совершают различные свои ошибки, которые также необходимо также будет решать.
По нашему мнению, старайтесь выйти на досудебный порядок решения вопроса, чем потом в суде доказывать свою позицию, предоставлять доказательства, на что уйдёт огромное количество времени и различных расходов. Нет, если дело вы выиграете, то с проигравшей стороны сможете взыскать – пожалуйста, дело ваше.
Каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь. И знайте всегда свои права – это ваша жизнь. Большое спасибо! От меня взаимная поддержка на постоянной основе.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Актуально, информативно, полезно. Спасибо автору.
Спасибо
Спасибо за информацию. Досудебный порядок это возможность для нарушителя добровольно восстановить нарушенные права и законные интересы пострадавшей стороны без дополнительных расходов на уплату государственной пошлины и оплаты расходов на юридическое сопровождение дела в суде.
Благодарю Вас
По общему правилу, досудебную претензию нужно направлять заказным или ценным письмом с описью, или же вручать адресату лично в руки под отметку. Однако, как указал ВС, досудебный порядок будет считаться соблюденным, если договором, законом, обычаем или же установившейся сторонами при осуществлении взаимоотношений практикой будет принят иной порядок обмена юридически важной документацией. Но этот факт надо будет обязательно доказать в суде
Спасибо за комментарий
Что означает ,,иной порядок обмена юридически важной документацией "?
Это если вам, например, направляют досудебную претензию на электронную почту, предварительно обговорив такую возможность.
Спасибо
Полезно
Спасибо
Досудебная претензия – это официальное письменное обращение, которое направляется лицом, считающим себя пострадавшим или обладающим определенными правами, к лицу или организации, с которыми возник спор или конфликт. Целью досудебной претензии является разрешение спора без обращения в суд, путем диалога и переговоров между сторонами.
Досудебная претензия должна содержать подробное изложение претензий, основанных на фактах и нормативных актах, а также требования к другой стороне, например, на возмещение убытков, исправление недостатков, заключение договора и т.д. Обычно в досудебной претензии указывается срок для рассмотрения обращения и предполагаемые действия для урегулирования спора.
Отправление досудебной претензии может быть обязательным условием перед подачей иска в суд или рассмотрением дела арбитражным судом. Этот шаг позволяет сторонам попытаться разрешить конфликт мирным путем, избежать длительных и затратных судебных процессов и сохранить отношения между ними.
В случае отсутствия реакции на досудебную претензию или неудовлетворительного результата стороны могут обратиться в суд или другие компетентные органы для защиты своих прав и интересов.
Благодарю Вас