![](https://u2.9111s.ru/uploads/202211/29/60x60/6e036fe1937b2efed61298b163ad3712.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202407/23/60x60/1cf0ff226ec25864de026a56332ce443.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202110/18/60x60/daac885e7aeb2f3285379448d82771a5.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/24/60x60/7f4e08d1ee94587e2956ea6a37a408ba.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/В.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/bac5acada32b2d5bbde27befd4026805.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202402/14/60x60/f9c6f7f432663712745f877f1b745dec.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/23/60x60/4eae6482ee07acf6ad5f364ac14116e4.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/08/60x60/e679541545ed3895d50ebbb724ab5587.jpg)
Здравствуйте, дорогие друзья и посетители сайта!
Сегодня мы поговорим о том, кто должен искать размен, если в магазине не оказалось сдачи, и как поступать в таких ситуациях.
Возможно, вы сталкивались с подобным. А спорить с продавцами или кассирами – это отдельная тема, где очень трудно донести свою позицию до оппонента.
При этом закон прямо вопрос не регулирует, только есть упоминание, но частичное.
Если взять нормы ст. 497 ГК РФ, согласно им, на продавце лежит обязанность предоставления сдачи в полном объёме при оплате потребителем товара наличными средствами. Но проблема в том, что закон чётко и конкретно не определяет момент, кто именно должен искать сдачу.
В данном случае следует применять принцип добросовестности и разумности (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
То есть если смотреть с этой стороны, то всё-таки обязанность найти сдачу лежит именно на продавце, так как покупатель исполнил свои обязательства перед продавцом и в принципе не должен думать, есть на кассе сдача или нет, как и имеет право выбрать способ оплаты за товары или услуги, при этом без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 861 ГК РФ).
Дело в том также, что продавец – это в первую очередь лицо, которое непосредственно ведёт свою предпринимательскую деятельность, а значит, должен иметь возможность обеспечить наличие в кассе достаточного количества сдачи в виде мелочи и отдельных купюр (банкнот). Обычно с банком заключается договор об оказании услуг, в том числе с инкассацией, когда привозят продавцу размен в любом количестве и забирают выручку продавца, которая затем поступает на его счёт.
Также есть негласное правило, когда «клиент всегда прав», здесь речь идёт о правилах качества сервисной культуры, но это неофициальная уже часть, которая законом совершенно не регламентируется.
Покупатель также может предпринять собственные меры по поиску сдачи или решения вопроса другим способом, но не обязан этого делать.
Обычно, чтобы не создавать подобных проблем, сегодня практически везде услуги оплачиваются в безналичном порядке, так проще: мобильно и быстро. Стороны не создают лишних проблем себе, каждый остаётся при своих плюсах. Но в то же время не всегда есть возможность оплатить по безналу, и бывают такие ситуации, когда у тебя есть только наличка. И если такая ситуация настала, когда сдачи не оказалось, вопрос решается путем отмены операции либо предоставления товара на ту сумму, которую покупатель может оплатить наличными без выдачи сдачи. Но такое правило подойдёт не всегда и не всем, нельзя, например, изменить стоимость товара, когда у него фиксированная стоимость.
Следует также помнить, что обязанность предоставления размена лежит исключительно на продавце, а значит, он должен решать вопрос, а не переводить свою ответственность на клиента.
Более того, продавец не имеет права отказать потребителю в оказании услуги, так как согласно п. 2 ст. 492 ГК РФ, договор купли-продажи является публичным договором, и к нему применяются также правила в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ, а именно не допускается отказ продавца от заключения публичного договора, когда имеется возможность предоставить потребителю необходимые товары или услуги.
Если продавец отказывается взять деньги у клиента в случае отсутствия сдачи на кассе, такие действия расцениваются как в отказ в продаже товара.
А таком случае за подобные действия продавца можно привлечь к административной ответственности, а именно, по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, что предусматривает наложение штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 рублей, на юрлиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
Так что, на наш взгляд, чтобы не допускать ситуаций выше, по возможности не создавайте сами проблемы и различные ситуации, оплачивайте безналичным путём, требуйте у продавца обязательно чек либо отправление сообщения дистанционным способом о совершении покупки, в любом случае на кассе выдача чека носит также обязательный характер.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь. И знайте всегда свои права – это ваша жизнь. Большое спасибо! От меня взаимная поддержка на постоянной основе.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Согласно п.3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ №104 от 30.08.1993, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размер остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена, покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, так как отказ принять оплату в виде крупной купюры означает отказ от продажи товара, а это грубое нарушение прав потребителей.
Если исходить из "правил", то сдача должна быть всегда 🙃 🙂
Благодарю Вас
А еще президенту можно пожаловаться, ну это в случае, если совсем нечем заняться будет😂😂😂😂
Книга жалоб и предложений не является обязательной. Вам могут дать листочек и туда напишите свои эмоции.
Бывает, что размен взять просто негде, поэтому продавцы и отказывают в приеме за жевачку 5000 купюры
Обязанность по поиску мелких купюр на продавца не возлагается. При отсутствии возможности дать сдачу продавец должен известить об этом руководство магазина, которое обеспечивает размен. В законе не указаны сроки, в которые такой размен должен быть произведён. Поэтому зачастую покупателю проще и быстрее самостоятельно разменять купюры либо приобрести товар в другом магазине
Благодарю за комментарий
Обязанность по поиску мелких купюр на продавца не возлагается. При отсутствии возможности дать сдачу продавец должен известить об этом руководство магазина, которое обеспечивает размен. В законе не указаны сроки, в которые такой размен должен быть произведён. Поэтому зачастую покупателю проще и быстрее самостоятельно разменять купюры либо приобрести товар в другом магазине.
Спасибо за Вашу поддержку
При отсутствии возможности дать сдачу продавец должен известить об этом руководство магазина, которое обеспечивает размен.
Спасибо за отзыв
Я считаю, что норма по обязанности продавца всегда иметь наличную сдачу - должна быть скорректирована.
Гражданский Кодекс принят в 90-е годы, когда не то что карточек - компьютеров еще толком ни у кого не было. С тех пор техника сделала громадный шаг вперед, и доля наличных в розничном обороте снизилась во многие разы. Поэтому, считаю, надо все это как-то изменить, не накладывать на продавца такие непосильные обязанности. Конечно, я в первую очередь имею ввиду мелких розничных продавцов, а не крупные сетевые магазины - их масштаб вполне позволяет иметь наличные в достаточном объеме.
Кроме этого, политика любого государства направлена на снижение объема теневого рынка - а он подпитывается прежде всего наличными деньгами. Поэтому объективно не стоит особо сильно поощрять расчеты в наличных...