Можно ли отказаться от обучающего онлайн курса и вернуть деньги
Новые возможности обучения
Всё большей популярностью пользуются всевозможные онлайн курсы. Обучиться и получить необходимые навыки в любой сфере теперь можно не вставая из-за ноутбука. К сожалению, количество споров в этой области только продолжает расти. Я, как юрист знаю об это не по наслышке. Более того, участвовал в создании двух обучающих онлайн курсов и осуществляю юридическое сопровождение их деятельности в настоящий момент. И сегодня хочу рассказать (строго по секрету), как отказаться от обучающего онлайн курса и вернуть деньги, если вас что-то не устраивает.

Что такое онлайн курсы с точки зрения права
Любые курсы предполагают обучение чему-либо в той или иной форме, получение новых навыков в какой-либо области и повышение уровня своих собственных знаний. Иными словами — это определённая деятельность, направленная на развитие умений и способностей человека. Следовательно, такие курсы являются именно услугой, так как характеризуются получением (удовлетворением) нематериальных потребностей её потребителя.
Это означает, что к онлайн курсам применимы положения Закона РФ «О защите прав потребителей» в части оказания услуг.
Давайте рассмотрим случаи, когда потребитель может отказаться от услуги по обучению онлайн и вернуть уплаченные за такой курс деньги.
Если вы просто передумали
Как гласит закон: от любой услуги её потребитель может отказаться, когда пожелает и без объяснения исполнителю причин. Например, личный мотив — просто передумали или времени нет — не важно.
Если гражданин оплатил услугу, но ещё не приступил к обучению, то он имеет право требовать всю оплаченную за курс сумму денег.
Если же обучение началось и часть курса уже пройдена, то гражданин, в случае отказа, вправе рассчитывать на возврат средств только за ту часть курса, которая ещё не пройдена.
Об этом гласит статья 32 Закона 2300-1-ФЗ.
Если курсы некачественные
Вот здесь уже сложнее. Если курсы действительно окажутся некачественными, то в соответствии со статьёй 29 Закона потребитель также вправе требовать возврата ему всей уплаченной суммы денег за обучение. Однако тот факт, что услуга оказана с существенными недостатками нужно будет доказать в суде, так как исполнитель добровольно в этом ни за что не признается.
О том, что недостатки онлайн курса являются действительно значимыми может свидетельствовать следующее:
- замена или изменение программы курса;
- несоответствие программы курса фактическим занятиям;
- состав лекторов иной, нежели заявлен исполнителем или низкая квалификация преподавателей;
- частое изменение графика обучения;
- отсутствие или пропуск каких-либо учебных занятий;
- замена онлайн лекций и вебинаров печатными материалами;
- отсутствие домашних заданий, ровно как и результатов их проверки;
- плохая информативность курса и прочее.
Яркий пример подобного дела рассмотрен в Определении Верховного Суда РФ по делу № 4-КГ24-57-К1.
Если недостатки и есть, но они не столь существенны, то потребитель может потребовать снижения стоимости курса обучения.
Опять же, вероятнее всего это придётся доказывать в судебном порядке.
От автора
Исходя из личной практики разрешения подобных спорных ситуаций, скажу:
когда вы решили отказаться от курса — это одно.
Если же у вас есть претензии к качеству курса — совсем другое. Прежде чем ввязываться в судебные тяжбы (довольно хлопотные и затратные) здесь необходимо чётко понимать разницу между реальным наличием недостатков обучающего курса и вашими завышенными ожиданиями.
Да, и правило о том, что вы обязаны доказать, то, на что ссылаетесь, никто не отменял. Поэтому позаботьтесь о доказательствах заранее.
Источник 1: Закон РФ «О защите прав потребителей»
Источник 2: Определение Верховного Суда РФ по делу № 4-КГ24-57-К1.
Проходили обучение на каких-либо онлайн курсах?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Скорее всего, вы сможете попробовать вернуть полную стоимость обучения, так как не приступили к обучению. Но нужно помнить, что, если офертой (договором) не предусмотрено иное, работает общее правило о необходимости компенсации исполнителю фактически понесённых расходов. Такие расходы могут быть вызваны, в том числе, и подготовкой к исполнению договора. То есть, заказчик, отказавшийся от исполнения договора, обязан оплатить исполнителю понесенные до момента такого отказа расходы, даже если услуги не оказаны. Но в таком случае исполнитель должен будет доказать, что он понес такие расходы.
Ой, как все сложно....
Воооот. А еще нужно внимательно изучить этот договор и убрать из него все ловушки и капканы либо правкой самого тела договора, либо протоколом разногласий. Ибо ГК РФ документ по сути бланкетный (отсылочный), практически в каждой статье присутствует волшебная фраза: "если иное не предусмотрено договором".
Не читать договор это как переходить на красный, несколько раз перебежал, а потом бампер КАМАЗа.
Отличная практически полезная статья
Я никогда не связываюсь с он-лайн обучением, так как это либо обман, либо потраченное время на порожняк. Моё мнение.
Полностью согласна!
Если работодатель хочет повысить Вашу квалификацию, то он сам оплачивает курсы для свои сотрудников.
Всё остальное, это просто развод на деньги, не более того!!!
Курсы личностного роста. Вот где дас ист фантастшь. Перепись идиотов.
Заплатите мне деньги и я вам расскажу, как стать богатым. Обирать идиотов, которые хотят стать богатыми и ходят на курсы для дебилов.
Не сталкивался с подобным и не планирую.
При рассмотрении исков по Закону "О защите прав потребителей" отсутствие нарушений обязан доказать именно исполнитель. Это я просто к слову.
К сожалению, нынешние "онлайн педагоги" составляют оферты вместо договоров, в которых ограничивают сроки предъявления претензий; указывают, что направление ими доступа к материалам подтверждает полное получение обучающего материала; прописывают, что предоставление материала является одновременным актом приёма-передачи, то есть, оспорить что либо тут невозможно; вообще позволяют себе изменять текст оферты; обещают общение с кураторами, но те самые кураторы по факту никакой информации не предоставляют, и т.п.
Спасибо за дополнение, Елена Александровна.
На практике, к сожалению, иначе...
Иначе, в основном, в спорах с банками. А в тех же курсах - всё именно так, как я написала