Некачественно оказанные медицинские услуги: как вернуть деньги?

Статья в продолжение темы о некачественно оказанных услугах.
Некачественные медицинские услуги, к сожалению, не редкость в наше время. Пациенты имеют право вернуть деньги за некачественно оказанную медицинскую услугу и получить возмещение вреда здоровью. На какую компенсацию могут претендовать пациенты, какие действия следует предпринять для этого и какие могут возникнуть сложности – читайте ниже. Не забывайте присоединяться к обсуждению в комментариях, ведь эта статья написана по вашим запросам и благодаря вашему интересу.
Юридическая консультация +79788153935 (whatsapp/viber)
На что может рассчитывать пациент
Медицинские услуги – одна из самых востребованных сфер деятельности. Несмотря на контроль государственных ведомств и строгие требования к лицензированию, процент некачественного оказания медицинских услуг также высок, но не всегда пациенты знают о широте своих прав в этом вопросе. От назначенной тактики лечения, правильного проведённой операции или просто верной диагностики зависят такие важные нематериальные блага, как жизнь и здоровье человека.
Какие нормативно-правовые акты применяются в спорах данной категории?
Кроме норм Гражданского Кодекса РФ и норм Закона РФ "О защите прав потребителей", следует указать Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ и недавно принятые Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736 (о предоставлении медицинскими организациями платных медицинских услуг).
Согласно ст. 208 ГК РФ, на категории дел, о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни не распространяются общие требования к сроку исковой давности из-за специфики предмета самого спора.
Согласно нормам Закона РФ "О защите прав потребителей", пациент при оказании ему некачественных медицинских услуг имеет право на:
- бесплатное устранение недостатков оказанной мед. услуги;
- уменьшения цены оказанной медицинским учреждением услуги;
- бесплатное повторное оказание медицинской услуги;
- возмещение расходов на устранение недостатков оказанной услуги, например, у другого специалиста, в другом медицинском учреждении;
- полная компенсация всех понесенных убытков вследствие причинённого оказанной услугой вреда.
Медицинское учреждение не несёт ответственность перед пациентом, если сумеет доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или по вине самого же пациента. Например, докажет что пациент пренебрегал обязательным рекомендациям врача в послеоперационный период, игнорировал предписания, не выполнял назначения по графику лечения и т.п.
Кроме жалобы руководителю медицинского учреждения, досудебной претензии, искового заявления в суд, также пациент может обратиться с жалобой в Министерство здравоохранения, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, прокуратуру.
Как получить компенсацию

Путь к получению компенсации начинается с попытки досудебного урегулирования спора, а именно направлением претензии к медицинскому учреждению. Претензию важно составить с перечислением чётких фактов, которые указывают на причинно-следственную связь между некачественно оказанной медицинской услугой и возникшими последствиями в виде осложнений, обострений и т.п. Также важно перечислить, какие нарушения были допущены сотрудниками медицинского учреждения в ходе оказания услуги пациенту и приложить доказательства. К доказательствам относится любая документация, которая есть на руках у пациента или у его законных представителей в случае, если пациент несовершеннолетний. Например, копии выписок истории болезни, медицинской карты, заключения медицинских специалистов, различные справки, назначения врачей и т.п.
Срок рассмотрения жалобы медицинским учреждением составляет 10 дней. Требования возмещения каких расходов можно заявить в претензии? В претензии можно заявить требование возмещения не только фактически понесённых расходов, но и тех, что возникнут в будущем.
К примеру, если после прохождения курса реабилитации после вреда, нанесённого некачественно оказанной услугой пациент будет нести дополнительные расходы на специальную диету или препараты. Также, подаётся требование возместить расходы на лечение в другой клинике, утраченный заработок или доход, дополнительные затраты на лабораторные или инструментальные исследования, моральный вред и т.д.
В случае, если некачественное оказание медицинской услуги привело к смерти пациента, то заявителями выступают законные представители пациента, которые также имеют право выдвинуть требования на возмещение расходов по погребению. В случае, если ответа на претензию не поступит или он будет неудовлетворительным для вас, следующий шаг - обращение с исковым заявлением в суд. В исковом заявлении выставляются те же требования, что и в претензии. Но добавляется ещё несколько пунктов о неустойке и оплате потребительского штрафа.
А если услуга оказана бесплатно, в рамках ОМС?

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", медицинская услуга, оказанная безвозмездно в рамках ОМС также регулируется нормами Закона РФ "О правах потребителей", и потребительский штраф подлежит взысканию наравне с медицинскими услугами, оказанными на возмездной основе.
Но теперь насчёт взыскания потребительского штрафа и неустойки возникает вопрос, так как в 2019 году возник судебный прецедент на уровне вышестоящих судов, когда суды после пересмотров дел начали отказывать в присуждении штрафа и неустойки.
Но подобные решения принимались в основном судами апелляционной и кассационной инстанций, нижестоящие же суды по-прежнему, в основном, принимают решения согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17. В вопросе присуждения тех или иных видов взысканий нельзя спрогнозировать однозначно: у каждого отдельного дела в данной сфере могут быть как свои специальные исковые сроки, так и факты и обстоятельства, требующие специального подхода.
Назначение экспертизы: кем и когда

Экспертиза качества медицинской помощи – когда и кто может прибегнуть к этой процессуальной процедуре? На самом деле, прибегнуть к этой процедуре можно как и на досудебном этапе, так и во время судебного разбирательства. Чтобы более уверенно доказать причинно-следственную связь, пострадавшему пациенту может понадобиться обратиться за заключением независимой медицинской экспертизы. Кстати, чтобы получить такое заключение бесплатно, можно обратиться в страховую компанию, конечно, в случае если медицинская услуга была оказана в рамках ОМС.
Во время судебного заседания любая из сторон имеет право заявить ходатайство о назначении независимой экспертизы. Та сторона, по чьей инициативе будет проводиться экспертиза, оплачивает эту процедуру. А если независимая медицинская экспертиза инициируется судом, то её оплачивают из казны федерального бюджета. Зачем вообще нужна экспертиза? Дело в том, что суду может быть недостаточно доводов и доказательств сторон, могут возникнуть вопросы где нужны знания в медицине, вопросы требующие изучения специалистов в области медицины.
У суда конечно же нет познаний в области медицины, да и не должно быть - на этот случай у него есть законная возможность назначить экспертизу и отложить спор на время её проведения. Именно заключения независимых экспертов и должны подтвердить или опровергнуть причинно-следственную связь между оказанной услугой и наступившими последствиями.
Берегите себя и не пренебрегайте своими правами!
Мои другие статьи по теме медицины, изменений в законодательстве:
Что изменилось с 1 сентября в законодательстве о платной медицинской помощи
Нацпроект в области здравоохранения: что изменилось в России Подробнее ➤
Полезная информация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Все это долго... Суд, потрепанные нервы и деньги. Поэтому люди часто махают рукой на некачественно оказанные услуги.
В некоторых случаях, всё таки идут до конца и добиваются своего. Не все конечно, многие пункты законодательства неоднозначны, но шансы есть
А бывает и наоборот. Пациенту или родственникам показалось, что услуга оказана некачественно. Пишут жалобы, заявления. Врач, вместо того чтобы лечить людей в рабочее время, отдыхать в выходные, которых не так уж и много. пишет кучу бумаг, бегает по повестке к следователю, по судам, вынужден нанимать адвоката. А это потрепанные нервы и деньги. После суда врача оправдывают. Пациенты и родственники недовольны, мол все куплено. А врач плюет на все и уходит из медицины. Потому как ему надоело лечить людей, спасать им жизни и думать о том как не сесть за это в тюрьму.
Если вы не удовлетворены качеством оказанных медицинских услуг, у вас есть несколько вариантов действий для возврата денег:
1. Обратитесь к медицинской организации напрямую: Свяжитесь с клинико-диагностическим центром, больницей или поликлиникой, где была получена некачественная услуга. Опишите свои претензии и запросите возврат денег или повторную оказание услуги.
2. Обратитесь в страховую компанию (если услуги оплачены через страховую полис): Свяжитесь со своей страховой компанией и сообщите о получении некачественной услуги. Предоставьте всю необходимую документацию, чтобы подтвердить свои претензии.
3. Обратитесь в управление по надзору за качеством медицинской помощи: В каждой стране существуют организации, занимающиеся контролем качества медицинских услуг. Подайте жалобу на некачественно оказанную медицинскую услугу и запросите поддержку в возврате денег.
4. Обратитесь за юридической помощью: Если все остальные способы не принесли результата, можете обратиться к юристу, специализирующемуся на медицинском праве. Он поможет вам оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные юридические шаги для возврата денег.
Помните, что каждая ситуация индивидуальна, и решение о возврате денег будет зависеть от множества факторов. Если у вас возникли претензии к медицинской услуге, рекомендуется обратиться к юристу или знакомому специалисту, чтобы получить наиболее точную и актуальную консультацию.
Сложная тема. Столько нужно пройти, чтобы добиться чего то...и не факт, что получится - медики в открытую говорят, что не будут выступать против коллег, и от экспертизы положительного результата в свою пользу не ждите...
Спасибо за внимание, да, эксперты часто противоречат друг другу, но в этой сфере такое реже, ведь такова специфика медицинских споров. Всё таки если заглянуть в судебную практику, то можно найти дела с положительным исходом. В основном, когда пациенты судятся с частной клиникой. С государственными мед. учреждениями это случается не очень часто.
Дело Сушкевич, например.
www.9111.ru
Тут важно понять, в чем "положительный" этот исход и для кого! На первый взгляд, вроде пострадавшие и родственники получают "компенсацию" за результат не соответствующий ожидаемому (хотя почему за исход болезни или травмы платит врач мне не понятно - ведь не врач принес болезнь и нанес травму). Но это на первый взгляд, если посмотреть дальше, то оказывается, что деньги на компенсацию не заложены в тарифы и сборы с населения, не учитываются в тарифах ФОМСа, и отсутствуют у лечебного учреждения. Где возьмет эти деньги больница? Правильно, урезав расходы на медикаменты и содержание персонала! Что влечет за собой снижение доступности и качества медицинской помощи, затем увеличение дел о некачественной медуслуге, следующие выплаты и так до полного уничтожения медицины. В итоге один положительный исход - отсутствие дел о некачественной услуге по причине отсутствия этих услуг. В принципе, это уже так и есть на многих территориях, в поселках, селах, маленьких городках нет проблем с качеством медуслуги по причине того, что там не врачей специалистов и даже лечебных учреждений как таковых. Так, что больше исков, всяких и разных и положительный исход не заставит себя ждать. А адвокаты заработавшие на медицинских делах и получившие компенсацию "пострадавшие" рады сегодня, но вот завтра уже не получат медицинскую услугу, хоть качественную, хоть не качественную, как и окружающее население, и радости уже не будет ни у кого.
Вы ожидали чего-то другого? При всеобщих необоснованных "наездах" на нас?
И да: когда же вы поймёте, что при произнесении вами "медицинская услуга" у любого медика на глаза падает "красная шторка"?
Спасибо, полезная информация, а автору респект!
Спасибо, рада что информация полезная
Спасибо за полезную информацию. Действительно, в наше время нужно быть подкованным в таких делах.
А как без этого