Козырев Павел Александрович
Козырев П. А. Подписчиков: 5906
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 852

Уголок потребителя. Отказ от договора возмездного оказания услуг и не только...

1 009 дочитываний
26 комментариев
Эта публикация уже заработала 93,32 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На любой стадии исполнения договора возмездного оказания услуг заказчик может захотеть расторгнуть договор и прекратить дальнейшее сотрудничество с исполнителем. Причинами этому могут стать разные обстоятельства: затягивание сроков исполнения договора, ненадлежащее качество исполнения услуг, вы начитались отзывов в Интернете об исполнителе и сомневаетесь в результате, который вы получите по итогу, вам их просто напросто навязали – одним словом, их может быть множество.

Так или иначе, у обеих сторон договора свой интерес: у заказчика – вернуть предоплату, начать сотрудничество с другим исполнителем, то есть получить качественную услугу с минимальными затратами, либо вовсе отказаться от услуги, если она, к примеру, была вам навязана, как я писал выше, а у исполнителя же, наоборот, получить деньги и закрыть договор, подписав с заказчиком акт выполненных работ о том, что стороны друг к другу претензий не имеют, чтобы заказчику стало тяжелее защитить свои права и интересы в суде.

Немного теории

Под договором понимается соглашение двух или более сторон о возникновении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Общие правила изменения или расторжения договора указаны в ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором, в п. 2 настоящей статьи говорится:

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

При этом сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Под другими законами понимается в первую очередь закон о защите прав потребителей, а именно ст. 32 данного закона, в соответствии с которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Если мы говорим о специальной норме, регулирующей отказ заказчика от договора возмездного оказания услуг, то это п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая фактически продублирована в вышеназванном законе о защите прав потребителей:
1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Дополнена она лишь тем, что если вам, как заказчику, причинен какой-либо ущерб исполнителем, последний обязан его возместить в полном объеме.

Нюанс расторжения договора возмездного оказания услуг

На первый взгляд, все просто: «Потребитель всегда прав!», «Не хочу, потому что не буду», но... что же такое фактически понесенные расходы исполнителем, как они рассчитываются? Как мне обычно пишут клиенты: «Они же мне ничего еще не сделали, да мне и не надо. За что я должен платить?» и все в том же духе.

Услуга тем и отличается от товара, что ее нельзя попробовать на вкус, потрогать или увидеть. Довольствоваться мы с вами можем только тем, что получилось в результате ее оказания – результатом, именно поэтому для нас, как для заказчиков, пока мы не увидели «этот самый результат», никто ничего не сделал.

Давайте тогда разберемся, что же такое фактически понесенные расходы исполнителем. Статья моя посвящена расторжению договора возмездного оказания услуг в целом, поэтому у каждой услуги и у каждого договора свой предмет, своя специфика и свои тонкости, но если вкратце...

Услуга может быть единой либо периодической: если это единая услуга (например проанализировать сделку, оценить объект, установить входную дверь и так далее), либо это услуги периодичного характера (например в течение месяца консультировать ежедневно клиента, каждый день ухаживать за человеком, который не в состоянии это делать самостоятельно, на возмездной основе и так далее). Если разовая услуга, то встает вопрос о затратах и убытках исполнителя: готовое экспертное заключение, уже изготовленная и уставленная с учетом размеров и материала дверь с каркасом, произведенные расчеты и замеры... Если периодичная услуга, то встает вопрос об оплате уже оказанных услуг и возмещении убытков. Кроме зарплаты сотрудников, к затратам исполнителя относится еще стоимость эксплуатации офиса, офисной техники, автотранспорта, временные затраты и многое, многое другое. Именно поэтому при расторжении договора, если исполнитель начинает говорить о понесенных им убытках, он должен вам рассказать, какой объем работ он произвел по тому или иному заказу, что конкретно входит в перечень фактически оказанных услуг, и, что самое главное, он должен их документально подтвердить!

От теории к практике, или «Давайте расторгнем договор!»

Рассмотрим классическую ситуацию с точки зрения гражданского законодательства и закона о защите прав потребителей. Схема, кстати, подходит под любой спор по защите прав потребителей, так что можете ей пользоваться для расторжения, например, договора розничной купли-продажи непродовольственных товаров.

Итак, расторгнуть договор возмездного оказания услуг мы можем как в досудебном, так и в судебном порядке. Помните, что в данной категории дел обязателен досудебный порядок урегулирования спора; это значит, что, не направив исполнителю уведомление о расторжении договора (как правило, это претензия), мы не можем пойти в суд сразу, так как мы не попытались договориться «полюбовно». То есть все наши телефонные переговоры, переписки в социальных сетях и электронной почте не будут являться для суда надлежащим доказательством уведомления заказчика о том, что в его услугах мы больше не нуждаемся, и иск нам вернут. П. 1.1 ст. 135 ГПК «Возвращение искового заявления»:

1. Судья возвращает исковое заявление в случае, если:

1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

Итак, что мы делаем?

I. Пишем досудебную претензию, в которой излагаем коротко, кто с кем что и когда заключал и по каким именно причинам (есть случаи, когда их можно не указывать) мы отказываемся от дальнейшего взаимодействия с исполнителем. В конце пишем, что мы требуем: расторгнуть договор, вернуть предоплату и так далее, прилагаем копии всех документов, связывающих вас и исполнителя (можете попробовать сами, но я бы порекомендовал обратиться к юристам, говорю это не из-за рекламы, а потому что нужно не только донести до исполнителя, что нас именно не устраивает, но и сослаться на законы, которые простимулируют исполнителя к решению вопроса в кратчайшие сроки и не доводить дело до суда).

II. Идем к исполнителю (если это возможно) с двумя подписанными экземплярами претензии, не забываем поставить дату. Вручаем один экземпляр исполнителю, на вашем экземпляре требуем поставить отметку о получении (это может быть входящий номер с печатью и/или подпись уполномоченного на получение подобных документов лица на вашем экземпляре), обязательно с датой принятия.

IIa. Если по каким-либо причинам принять претензию у вас отказались (что происходит сплошь и рядом), не расстраиваемся и отправляем эту самую претензию по почте России ценным письмом с описью вложения, чтобы второй экземпляр описи с отметкой об отправке оказался у вас, а по квитанции, а именно по номеру почтового отправления, отслеживаем, когда исполнитель ее получает.

Если он ее не получает, уклоняется от получения и претензия пылится на почте, ждем, пока конверт вернется обратно, как невостребованный. Когда он вернется, ни в коем случае не вскрываем его, это сделает уже судья. Внимание: если юридический и фактический адрес, а тем более адрес для почтовой корреспонденции не совпадают, отправляем претензию по всем адресам!

III. С момента получения исполнителем претензии по закону о защите прав потребителей даем ему 10 дней на то, чтобы он хорошенько подумал, и ждем от него реакции.

III, a. Если вы получаете письменный ответ (что бывает редко, так как сама почта России нам его нести дней 14 будет) или исполнитель каким-то иным способом предлагает вам договориться мирно и с минимальными издержками либо вообще без таковых, то все довольны и счастливы. Возвращаем предоплату, подписываем соглашение о расторжении договора, подписываем акт о том, что никто ни к кому действительно претензий не имеет – в общем, прекращаем с исполнителем договорные отношения. То есть фактически грамотно подготовленная претензия – это 75% успеха!

III, б. Если вы получили ответ, который вас не устраивает, либо реакции от исполнителя нет вообще, то ждем, когда к нам вернется конверт (если его не получил исполнитель), и идем в суд.

Здесь уже все-таки лучше довериться профессионалам, я вот не хирург: даже если всю литературу прочитаю, сам себе аппендицит не вырежу.

Напомню: вы, как потребитель, вправе выбрать, в какой суд обратиться – по месту нахождения ответчика либо по вашему месту жительства.

IV. Судимся, получаем решение суда. Если в течение 30 дней ответчик (он же исполнитель) его не обжалует, берем исполнительный лист и несем приставам по месту нахождения ответчика. Дальше ждем исполнения решения суда.

Друзья, помните, исполнителю судиться крайне не выгодно по следующим основаниям: если дело исполнитель проигрывает, то мы пользуемся всеми преимуществами закона о защите прав потребителей (взыскиваем неустойку, если была внесена предоплата, а так как это услуга, то размер неустойки составляет 3 % от внесенной суммы либо от цены услуги, если вы оплатили ее полностью, за каждый день просрочки с момента истечения 10-дневного срока, но не более 100 % от цены услуги либо внесенной предоплаты); взыскиваем с исполнителя штраф в размере 50 % от удовлетворенный судом суммы (да, да, эти деньги идут именно в вашу пользу); взыскиваем компенсацию морального вреда (мелочь, а приятно) и взыскиваем юридические расходы, если вы обратились за юридической помощью. А фактически понесенные расходы и из чего они складываются, должен обосновать сам исполнитель. Не забываем об этом!

Часто ли Вам приходится отстаивать свои права, как потребителя?

Проголосовали: 16

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

26 комментариев
Понравилась публикация?
10 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Козырев Павел Александрович
Комментарии: 26
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Как всегда публикация легка для восприятия, актуальна и интересна.

Спасибо большое, очень приятно!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Алгоритм изложен очень грамотно, а вот правда жизни иная.

1 Обратившись к юристам, вас обувают в 95% . Для того, чтобы содрать побольше денег, юристы лепят вам басни, что напишут кучу жалоб, в прокуратуру, МВД, Роспотребнадзор ну и конечно Претензию. Честный юрист скажет только про необходимость Претензии и возьмет тысяч 15, иные раза в два больше, при этом написанные ими жалобы просто пустые бумажки, за которые вы еще дорого оплатите на почте, аполучите в лучшем случае отписку.

Именно так было со мной. Даже Роспотребнадзор послал меня. . . В СУД, отказавшись произвести проверку моего случая, хотя все документы я предоставил.

Далее. Ответчик мне дал ответ, предложив выплатить примерно 1/8 средств, которые я ему заплатил, мотивирую тем, что он якобы выполнил договорные условия, хотя Акта подписания выполнения этих условий не было. И хватило наглости (поганая лавка называется " Общество защиты прав"' на Нижней Радищевской. Прислать мне на подпись свои бумажки, состряпанные задним числом..

Ну вроде везде я прав. Теперь ноги в руки и в суд, НО! Денег на суд нет, даже если ответчик предъявит липу с с подписанным актом, мне придется оплачивать экспертизу. Уже ку-ку!

Далее. Покопавшись в отзывах я нашел такуой же негатив на них, но там человек прошел весь барабан судейства и приставов и оказалось, что эти сволочи уже многим дожны за свои ужимки, но выплачивают крохами в порядке очереди претензий. Вроде как денег у них нет. И вроде по закону все чисто, должник выплачивает, терпила льет слезы и ждет когда ему пришлют 100 р при потере нескольких десятков.

Боьше всего меня взбесило отношение именно надзорных органов, послали на х, не исполняя своих прямых обязанностей.

Подавать в суд на них? Нанимать адвокатов? С меня хватило потери здоровья. Мне бы гранату!

+3 / 0
Ответить

Спасибо за Ваше мнение! Каждая ситуация индивидуальна, на сколько я помню, про "кучу жалоб" за "15 тысяч" я в своей статье не писал. Претензионный порядок (то есть обязательное направление претензии продавцу/исполнителю/подрядчику) обязательное требование, предусмотренное Законом по данной категории дел. То, что Вам не повезло с теми, с кем Вы работали совершенно не означает, что "все вокруг хотят содрать с Вас денег", все работают по-разному, более того, полагаю, если бы Вы самостоятельно смогли написать ту же самую претензию, сославшись на нормы действующего законодательства, а уж если дело дошло до суда, то составить иск, определить подсудность, подсчитать цену иска и так далее, Вы бы к юристам не обратились, верно?

Далее, документы Вам сделали, до этого озвучили сумму, вы с этим со всем согласились, хотя могли бы, к примеру, сравнить цены... Разве не так?

Ну и наконец, по поводу тех денег, которые вы платите за юридические услуги... Согласитесь, любой труд должен оплачиваться, вы же не работаете бесплатно?...

С уважением!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
01.03.2019, 21:12
Нижний Новгород

Просто о сложном. Пригодится) Спасибо!

+1 / 0
картой
Ответить

Кстати, хорошее название для следующей публикации, позаимствую, если Вы не против... Вам спасибо, сто читаете!

+1 / -1
Ответить
02.03.2019, 08:23
Нижний Новгород

Не против)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

В статье имеются некоторые неточности, а именно автор смешивает понятия Работы и Услуги, в то время как в Законе ЗПП они четко разделены. Услуга это длящийся процесс, она не имеет вещественного результата как такового, Работа это всегда конечный овеществленный результат. В данной ситуации эта разница имеет значение при расторжении договора, поскольку при выполнении услуг заказчик оплачивает определенные затраты, связанные с действиями исполнителя, а не с полученной вещью (работой). И вообще Закон ЗПП настолько специфичен, что рекомендую потребителям обращаться к юристам, специализирующимся конкретно в этой сфере, а лучше в Роспотребнадзор.

0 / -1
картой
Ответить
DELETE

Ольга, если уж сильно углубляться в понятия, то да работой называется «действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе», а услугой - «действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора» Эти определения позволяют сделать вывод о том, что и работа, и услуга удовлетворяют определенные потребности человека, который их заказывает или ими пользуется, а также осуществляются на возмездной основе, то есть за плату. Различаются же они тем, что результат работы можно увидеть в форме некоторого предмета, потрогать, измерить или примерить, взвесить, пересчитать. Ну а услуги собственно этот признак отсутствует. Вот только автор статьи изначально сообщил нам о том, что тема это обширная и нюансов много, и оговорил тот факт, что в публикации будет лишь общий алгоритм действий, так сказать «немного теории без углубления». Думаю, автор статьи примет ваше замечание к сведению, и сделает отдельную публикацию, где более подробно каснется вопросов в том числе, разделения понятий услуга и работа.

Безусловно, если Уважаемым читателям будет интересно, то можно написать про расторжения каждого договора отдельно, но это ознакомительная статья, само название говорит о том, что здесь собраны общие принципы расторжения договоров, на которые распространяется Закон о защите прав потребителей, отдельно об услугах было написано по просьбам читателей.

С уважением.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Закон ЗПП настолько специфичен, что рекомендую потребителям обращаться к юристам, специализирующимся конкретно в этой сфере, а лучше в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор по вашей жалобе конечно может провести проверку, наложить на виновных штраф, только штраф пойдет в бюджет а не в Ваш карман. Лучше иметь своего грамотного юриста (знакомого юриста) который Вас не будет разводить на деньги. И даже если у Вас нет денег, их можно будет заплатить после получения взысканных сумм и штрафов. Расписку в крайнем случае напишете! А про долгие взыскания после суда - это вранье! У любого юрлица есть счет, который пристав арестует, есть имущество. Кроме того, их долг продать можно (конкурентам к примеру) Если очень торопиться, то за 50 % коллекторы выкупят!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
07.03.2019, 18:59
Нижний Новгород

Нужная публикация.

+1 / 0
картой
Ответить

Спасибо.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Интересная инфа.

Спасибо большое!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (26)

Расторгли договор ренты с пожизненным содержанием. Победа и тяжесть от которой тяжело избавиться

История была очень тяжелой, в том числе и тем, что часть свидетелей были запуганы второй стороной и просто не пожелали явиться в суд. Я тоже получала дурацкие и непонятные смс сообщения в свой адрес.

Фальсификат в магазине «Светофор»: что делать, если купили подделку

В магазинах торговой сети "Светофор" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нашли более 850 кг фальсифицированной продукции. В молочных продуктах нашли растительные жиры, дрожжи выше нормы, консерванты.

Мужчина купил в Интернете Rolex за 1000 рублей, а потом подал в суд и потребовал отдать оригинал за 1 млн

Герой этой истории, мечтавший о часах Rolex, решил, что ему невероятно повезло: он увидел предложение приобрести их всего за 1 000 рублей. Однако вместо оригинальных часов он получил подделку,...

Как составить претензию и добиться возврата денег?

# Как составить претензию и добиться возврата денег?Иногда товар или услуга не соответствуют нашим ожиданиям, и мы вправе потребовать возврата денег. Для этого необходимо грамотно составить претензию.

Расторгли договор ренты с пожизненным содержанием. Победа и тяжесть от которой тяжело избавиться

История была очень тяжелой, в том числе и тем, что часть свидетелей были запуганы второй стороной и просто не пожелали явиться в суд. Я тоже получала дурацкие и непонятные смс сообщения в свой адрес.

Тихий час в квартире: когда соседи обязаны соблюдать тишину и какие штрафы ждут нарушителей

Шум в квартире — один из самых частых поводов для жалоб в управляющие компании, полицию и суд. Соседи делают ремонт по ночам, устраивают вечеринки, громко слушают музыку или лают собаки? Закон регулирует,

Подделка вместо оригинала: Как вернуть свои деньги и наказать недобросовестный магазин

Сегодня поговорим о том, что делать, в случае получения подделки вместо оригинала из онлайн магазина, какой порядок существует. Ведь нельзя физически проверить товар на соответствие, как и определить качество,...

Личные данные в сети: как защитить себя законно

В современном мире личная информация — большая ценность. ФИО, адрес, телефон, фото, переписки — всё это могут использовать без вашего согласия. Как защитить себя и свои данные законно? Контролируйте публикации.