О недопустимости отказа в обслуживании потребителя

В данной статье речь пойдет о том, как поступить, когда отказывают в обслуживании по личным мотивам.
Может ли продавец отказать в продаже товара? Могут ли в ресторане отказать в обслуживании? Могут, но не по мотивам личной неприязни или отсутствия желания вас обслуживать.
Это возможно при отсутствии реальной возможности оказать услуги или продать товар. К примеру, если вы приходите в ресторан, а ресурсоснабжающая или обслуживающая организация отключают в нем свет или воду, то ряд блюд приготовить не удастся и отказ в обслуживании будет вполне правомерным. Такая же ситуация с продажей товаров. То есть отказ в обслуживании должен быть обоснован с указанием причины.
Правовое регулирование
В соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
В п. 4 статьи 786 ГК РФ говорится о следующем:
В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
Законодатель предоставил возможность отказывать в оказании услуг при наличии возможности их оказания лишь в посадке на самолет если ранее человек буйно себя вел во время полета и оставил неизгладимое негативное впечатление.
Таким образом, если вам отказывают в обслуживании, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением и через суд обязать ответчика предоставить услугу или продать товар в зависимости от вашей ситуации.
Учитывая, что ответчик нарушает ваши права, можете взыскать компенсацию морального вреда с учетом статьи 151 ГК РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При этом бремя доказывания отсутствия возможности передать товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на лицо, обязанное заключить публичный договор (п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).
Надеюсь, публикация была для вас полезной и, если вы столкнетесь с отказом в обслуживании или продаже товара, то сможете отстоять свои права и наказать несговорчивого продавца или исполнителя услуг.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
И сразу закрадывается следующая мысль: нормальный человек, если ему отказали, найдет другого продавца или другую компания для оказания услуг. Благо предложений сейчас уйма. А вот сутяга или мошенник сразу найдет эту статью и будет третировать ей продавца или предпринимателя. Так зачем ээта статья?
Для сутяжников.
Ну все правильно, тебя превратили в "чертика" в парикмахерской, обидься и больше к ним не ходи. Так что ли. Или в магазине подсунули не качественный товар, продукт, отравился сдох и больше в этот магазин не ходи. И не прослывеш сутягой. Так?
Олег Федорович, в сутяжничестве нет ничего плохого. Свои права надо отстаивать.
Но кому-то не хочется тратить на это время есть дела поважнее. И их тоже можно понять.
Все мы разные.
Клиент в парикмахерской. П:как будем стричь: канадка, бокс, под ноль? К:под ноль. П:хорошо. К:перед зеркалом; не, не нравится-давай канадку. П:? л:ну Я в суд!
Да, терпила наберёт в рот воды и пойдёт искать другого "барыгу" . А нормальный человек, как раз, заставил бы такого "барыгу" исполнять свои обязанности, заставив в следующий раз задумываться "барыганов": поступать как хочется или по закону. Чем сделал бы этот мир чуточку лучше. Но я понимаю: вам, юристам, такие терпилы тоже предпочтительнее. Вам же это выгодно: как ни исполняй свои обязанности в суде/делопроизводстве - денежки вам будут заплачены вне зависимости от результата и немалые.
Любой труд должен оплачиваться. По данному спору вопрос можно решить и без привлечения юриста. Более менее грамотный человек может сам составить иск и отстоять свои права в суде. В статье приведены нормы, на основании которых можно обосновать свои требования.
Началась софистика и, что неудивительно, от юриста..
Алексей, никакой софистики. Лишь обоснование собственной позиции.
То есть, вы считаете, что бесполезный для потребителя труд, зачастую причиняющий ему убытки, должен быть оплачиваем так же, как и полезный?
Алексей, я не понимаю о чем Вы. Судебные издержки можно взыскать с ответчика если суд удовлетворит исковые требования. Оплачивать услуги юриста или нет - это выбор человека. Справится он сам или нет - каждый решает сам.
Вы вправе ненавидеть юристов и жить с этим всю жизнь.
Удобная позиция непонимания. Всё вы прекрасно понимаете: как бы юрист не вёл дело. Он всегда получит свои деньги с заказчика услуг.
В нынешней ситуации, когда подавляющее большинство юристов предпочитает мошенническим образом выманивать деньги обратившихся к ним людей "бесплатными" консультациями, а так же, наплевательски относиться к доверенным их ведению делам, ненавидеть юристов нельзя - ими можно брезговать или их презирать.
Если у вас был негативный опыт - это не значит, что все юристы мошенники. Вот вы кто по профессии? Наверняка и среди ваших коллег есть непорядочные и вам было бы неприятно слышать, что все вы мошенники и платить вам не надо.
И заметьте, я никаких денег у вас не прошу и свои услуги не предлагаю, в том числе в публикациях не рекомендую бежать к юристу. Как раз даю возможность разобраться в вопросе и попробовать самостоятельно решить вопросы.
Я - программист по профессии и получаю деньги за качественно выполненную работу. Работу не выполнил или накосячил - денег не будет. Так со всеми профессиями, как бы.. и только юристы наживаются вне зависимости от результатов их работы.
Среди программистов тоже разные бывают. В в практике мне через суд приходилось взыскивать с них деньги за некачественно оказанную услугу. В итоге клиент вернул деньги, в том числе расходы на мои услуги тоже были компенсированы.
А за глупость всегда приходится платить. Так и с юристами.
Вчера у нас в городе проходили предпасхальные продовольственные ярмарки в разных районах города. Съезжались продавцы и производители на грузовиках и фурах, разворачивали временные прилавки. И на нашей улице "был праздник". Пошла поинтересоваться. Правда припозднилась, но кое-что прикупила. А когда попросила у одной продавщицы отрезать мне килограмм мяса с прослойками сала (пониже грудинки) от большого куска. Та отказалась резать, сказала, что такие куски берут целиком для копчения. А зачем мне 4-5 кг? Я хорошо просила. Тактично. - Ни в какую! Я из вредности пожелала, чтобы у них всё мясо протухло. Знаю, что некрасиво себя повела, но не сдержалась! Зато у другого прилавка мне пошли навстречу, несмотря на то, что уже убрали весы, взвесили у соседей, но обслужили. Я от избытка чувств нажелала им здоровья и всего хорошего. Какое отношение - такова и ответная реакция!
Уличные торговцы вообще по своим законам живут.
Только никакой выгоды от применения названных статей извлечь не получится.
Обоснуйте.
Убытки от неоказанной услуги доказать маловероятно.
Компенсация морального вреда мизерна.
Цель не оправдывает затрат, на это и бьют при отказе в услуге.
Какие убытки? Об убытках и речи нет. Статья не об убытках. Обязать заключить договор и взыскать компенсацию морального вреда можно.
Ну для начала продавец обязан будет оплатить судебные издержки, а для малого бизнеса - это может быть ощутимо.
Плюс суд принудит оказать, таки, услугу.
Их можно взыскать вместе с компенсацией морального вреда, но можно и не взыскивать. Смысл обращения в суд - обязать заключить договор. Речь не об убытках.
Может вы будет вникать в смысл диалога, ведущегося не с вами, прежде чем "вставить свои две копейки" ?
Слушай, умник, диванный мечтатель.. Ты докажи.. Чем ты докажешь про неоказанную услугу если у тебя нет никаких документов? Чек за это не выписывают. На самом деле это продавец побоится послать вас нахрен, а хозяин точки запросто выгонит.
А вот и терпила подкатил..
В нынешнее время кричать "чем докажешь" как минимум глупо, а могут и за слабоумного принять. В кармане каждого есть телефон, который суть - видеокамера, фотоаппарат и диктофон. Дальше объяснять или сам осознаешь своим межушным ганглием?
Да, но вы им можете снимать только в открытую (скрытую запись могут не принять в суде), а умный продавец найдёт массу вариантов отказать вам, не попадая под статью-скажет доверительно "я вам не советую покупать эту вещь-она старая и дорогая, а вот загляните-ка к нам через месяц-придут свежайшие, а закуплены значительно дешевле-контейнер уже в пути..."
Совет - это не отказ. Сегодня ещё кто-то прислушивается к советам продавцов? Наверное только люди старше 50 лет и провинциалы..
Статья "и нашим и вашим", в основном для легкой наживы "потребительских экстремистов". "Не нравится обслуживание, не ешь". Напиши жалобу в книге отзывов и уверен их работу заметят "контролеры", ведь прибыль нужна всем.
Буржуин торгаш задобрит контролёра и тот "не заметит" записи в книге жалоб.
Какие ещё мифические контролёры? Никто кроме директора эту книгу жалоб не читает, да и тот что бы посмеяться в очередной раз..
Статья для тех жирных тёток, которые свято уверены что они пуп земли.. Всё равно пошлют на юг, если без свидетелей, пусть докажут.. Походят в суды, поскачут попрыгают..
Свидетели действительно в этом деле нужны!
А по поводу жирных теток могу сказать, что худые тоже этим заморачиваются) И даже не тетки, а молодые люди!
Увы, реально есть такое.. Но для них это форма развлечения.