Особенности общественного контроля за деятельностьюорганов и должностых лиц местного самоуправления.
Общетвенный контроль: понятие и значение.
Для стабильного и эффективного функционирования местного самоуправления, применяются различные варианты его модернизации. Повышенная активизация значения местного самоуправления в организации публичной власти, требует усиления роли общественного контроля за его деятельностью, усовершенствования механизма данного контроля и устранения существующих препятствий на пути его осуществления.
Общественный контроль является действенным механизмом установления эффективной взаимосвязи общества, государства и иных социальных институтов. С его помощью граждане обеспечивают свои конституционные права, осуществляют эффективную проверку реализации органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей. Данный контроль не является обязательным средством принуждения, он лишь способен акцентировать внимание государства на проблемах, недостатках в деятельности органов местного самоуправления и по возможности устранить их. Общественный контроль реализуется гражданами и их объединениями путем непосредственного обращения в органы местного самоуправления, судебные, государственные органы с целью устранения нарушений в действиях должностных лиц местного самоуправления и недопущения превышения ими своих полномочий.
Проблема организации общественного контроля как важнейшего механизма воздействия граждан и их объединений для обеспечения эффективности и законности их деятельности, привлекала внимание многих научных деятелей. Несмотря на неутихающее внимание к этой теме, остается большое количество нерешенных вопросов и проблем, которые значительно тормозят эффективность общественного контроля.
Прежде всего, говоря об общественном контроле, следует определить его особенность и значение. В.В Гончаров считает, что механизм общественного контроля дает возможность гражданам управлять и оценивать формирование и деятельность общественных институтов, включая государственную власть, с целью повышения эффективности их деятельности.
Муниципальная власть действует от имени и в интересах населения и избирается, а значит не может не контролироваться гражданами.
На данный момент в российском законодательстве отсутствует понятие общественного контроля. В законопроекте под ним понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Перечень субъектов общественного контроля определен в ст. 9. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный перечень включает: общественную палату РФ, общественную палату субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные палаты при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ. Общественные палаты и советы являются единственными определенными в законе субъектами гражданского контроля. Такое четкое систематизирование можно объяснить намерением государства регулировать осуществление общественного контроля. Отсутствие общественных объединений в этом перечне существенно затрудняет их деятельность по осуществлению общественного контроля на местном уровне. При наделении общественных объединений статусом субъектов общественного контроля объединения получают возможность инициировать собственные проверки.
Таким образом, эффективность и демократичность общественного контроля значительно возрастает.
В. В. Гриб выделяет следующие особенности общественного контроля:
– не обладает властно-правовым характером; – не является обязательным;
– субъектами общественного контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;
– общественный контроль осуществляется от имени общественности и граждан
Форма организаии общественного контроля.
Возвращаясь к осуществлению общественного контроля за деятельностью местного самоуправления следует акцентировать внимание на формах организации общественного контроля. Контрольная деятельность в значительной степени зависит от возможностей воздействия на органы и должностные лица местного самоуправления. Влияние субъектов общественного контроля на органы и должностных лиц местного самоуправления возможно в следующих формах: а) общественное мнение; б) признание в судебном порядке решен, действий или бездействия органов, должностных лиц незаконными; в) способность к индивидуальным или коллективным действиям протестного характера с целью защиты собственных интересов; г) агитация « за» или «против » для получения голосов избирателей на выборах, местном референдуме для отзыва депутата местного совета. Но все перечисленные формы воздействия вряд ли будут являться эффективными и самодостаточными в условиях нашей государственности, необходимо их нарушений
Также крайне невелики собственные полномочия органов местного самоуправления. Например, в части применения мер по результатам проверок органы муниципального контроля при выявлении в рамках мероприятия по контролю нарушений не вправе самостоятельно привлекать виновных лиц к административной ответственности. Они лишь могут передавать материалы проверок в компетентные федеральные и региональные органы.
Государственные полномочия осуществляются местными органами власти, в том случае, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или законами учредительного органа Российской Федерации
Выводы.
Из вышеперечисленного очевидно, что эффективность муниципального контроля значительно снижается. Исходя из рассмотренных проблем, можно заключить, что необходим пересмотр действия механизма контроля в целях повышения его эффективности.
Таким образом, рассмотрев понятие, особенности и формы выражения общественного контроля, можно заметить большое количество проблем, тормозящих его развитие. Общественный контроль является важным конституционным механизмом. От того, насколько эффективно он будет функционировать напрямую зависит развитие, укрепление значения органов местного самоуправления.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
К сожалению гражданское общество у нас в полу-обморочном состоянии. Не понимают, что власть сама себя контролировать не будет.
Кто ж допустит общественный контроль?
Предложили поработать в общественном контроле. Кто поделиться опытом?