Жалобы: почему граждане не получают то, что положено по полису ОМС?
Краткое содержание :
Обстоятельства последнего времени вынуждают всех больше заботиться о своем здоровье. Конечно, причиной этому, во-первых, пандемия коронавируса, а как следствие рост сопутствующих хронических болезней, которые как снежный ком обостряются еще из-за того, что попасть к в поликлинику на прием к врачу практически невозможно. Вот и вынуждены многие идти в частные центры, которые, не скромничая, взинчивают цены на свои услуги так, что многим приходится подумать, прежде чем обращаться туда за помощью.
Гарантии государства на бесплатную помощь
А между тем система обязательного медицинского страхования (ОМС) гарантирует бесплатную медицинскую помощь, которая часто остается недоступной гражданам страны.
И это мнение не только самих пациентов, такие же выводы делает по результатам проверок Счетная палата, предлагая изменить всю систему защиты прав пациентов путем внесения изменений в законодательство.
Так, например, существующее право смены поликлиники в своем районе или даже в другом регионе, которое можно использовать ежегодно, не работает. А почему?
Парадокс системы ОМС
Да потому что если поликлиника и страховая медорганизация будут находиться в разных регионах, то поликлиника не имеет права получить на вас предусмотренное нормативно-душевое финансирование.
Выходит парадокс: право есть, а реализовать его практически нельзя. Такая ситуация у граждан, проживающих в 23 регионах страны, где на весь регион по одной страховой компании ОМС.
И при этом учет жалоб граждан-пациентов в медучреждениях по поводу обслуживания не ведется вообще. Считается, что такие обращения засчитывают как консультации.
Вот и выглядит все хорошо, как консультации по вопросам записи к врачам на прием и обследования и с просьбами разъяснений по вопросам, к примеру, долгого ожидания приема.
Защита прав пациентов
С целью защиты своих прав по вопросам оказания медицинской помощи граждане обращаются в судебные инстанции самостоятельно и очень редко, притом что такая функция – защита прав пациентов – возложена на территориальные фонды ОМС.
Так, по сведениям Счетной палаты, только за последние 2 года территориальными фондами обязательного медицинского образования не подано в суды по жалобам пациентов ни одного иска.
Иногда представляют интересы граждан в судах страховые медицинские организации, притом что эта функция не относится к их полномочиям.
Какие же перспективы?
Более чем в половине регионов России граждане не могут обратиться в территориально отделение ОМС удаленно, так как это не предусмотрено действующими информационными системами. Все это не приводит к улучшению качества предоставления медицинских услуг.
"Учет жалоб пациентов на качество оказания медицинской помощи, а также на нарушение сроков ее ожидания, за исключением онкологических заболеваний, не ведется. Конкретные инструменты контроля сроков ожидания медпомощи не установлены", – констатировала зампред Счетной палаты.
Министерство здравоохранения соглашается с выводами проверок Счетной палаты и по предложению аудиторов готовит проекты внесения изменений в законодательство до конца текущего года.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: