Былдина Ольга Витальевна
Былдина О. В.Подписчиков: 35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг41

Потребитель, знай свои права!

4 703 просмотрa
9 дочитываний
15 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести товары, работы, услуги исключительно для личных, домашних, бытовых, семейных нужд, с одной стороны, и организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, с другой стороны. Под действие Закона «О защите прав потребителей» не подпадают правоотношения между гражданами.

Как защитить свои права

Зачастую, покупая тот или иной товар, заказывая услуги или выполнение определенной работы, мы сталкиваемся с недобросовестностью продавцов и не знаем, как защитить себя, не знаем своих прав как потребителя.

Так, если Вы приобрели некачественный товар, то в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право:

• потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Однако наличие убытков необходимо доказать потребителю.

Что такое убытки

Под убытками, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Но всё не совсем так просто как кажется. Так, есть перечень технически сложных товаров, в отношении которых потребитель в случае обнаружения в них недостатков имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении пятнадцатидневного срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

• обнаружение существенного недостатка товара;

• нарушение установленных Законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

• невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В данном случае, следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования данного товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

Таким образом, если 15 дней прошло с момента передачи товара потребителю, то он может требовать только безвозмездного устранения недостатков.

Перечень технически сложных товаров

Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением правительства от 10 ноября 2011 г. N 924, содержит следующее:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.

11. Цифровые фото-и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото-и кинооборудование с цифровым блоком управления.

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

Все остальные товары не являются технически сложными и, соответственно, не являются технически сложными и на них ограничение в 15 дней не распространяется.

Что же такое существенный недостаток?

В преамбуле закона «О защите прав потребителей» указано следующее: «существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки».

Неустранимый недостаток

товара

(работы, услуги) – недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых он обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов

, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.

Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени

, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара. А если такой срок соглашением сторон не определен, то время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.

Недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно

, – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Недостаток, который проявляется вновь после его устранения

, – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Так, на основании п. 13 постановления пленума Верховного Суда от 24.06.2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»: «Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Недопустима постановка перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда, например, вопроса о гражданине, а не о характере его заболевания)».

15 комментариев
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Былдина Ольга Витальевна
Комментарии: 15
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1711
22.04.2024, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
ВведениеВ начале настоящей статьи я бы хотела указать предпосылки возникшего спора и те услуги,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Мамбетова Айжан Исламгалиевна
Подписчиков 255
19.03.2024, 14:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.3к
Вступление:В далеком 2024 году, в эпоху тотальной цифровизации, когда доставка ...
Подробнее
Неинтересно
-4
13
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1711
22.04.2024, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
ВведениеВ начале настоящей статьи я бы хотела указать предпосылки возникшего спора и те услуги,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Магонова Юлия Валериевна
Подписчиков 169
18.04.2024, 13:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг288.5к
Мне регулярно звонят разные Натальи и Татьяны, представляющие интересы Ростелеком. Почему-то,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Магонова Юлия Валериевна
Подписчиков 169
16.04.2024, 10:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг288.5к
Несмотря на все меры информирования населения, телефонные мошенничества только набирают обороты.
Подробнее
Неинтересно
-1
27
Пищик Наталья Александровна
Подписчиков 632
09.04.2024, 18:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг542к
В 2024 году самозанятость становится все более популярной формой трудоустройства. Этот ...
Подробнее
Неинтересно
0
6
Назарова Евгения Александровна
Подписчиков 20191
09.04.2024, 13:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.9М
Судебная практика по защите потребителей. Юрист в семье может пригодиться! Я защитила права супруга в суде:...
Подробнее
Неинтересно
0
49
Николай
Подписчиков 499
07.04.2024, 15:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг56.2к
Жизнь прожить не поле перейтиГоворят, что жизнь прожить, не поле перейти. В мире глобальной цифровизации это
Подробнее
Неинтересно
0
4
Исаев Микаил Чингизович
Подписчиков 4
06.04.2024, 14:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5488
Подробнее
Неинтересно
0
0
Галина матижева
Подписчиков 1515
05.04.2024, 17:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.1М
Вода за 500 рублей | Почему в аэропорту все так дорого | Специальный репортажhttps://www.youtube.
Подробнее
Неинтересно
0
0