Что делать если звонят коллекторы
При образовании просрочки платежей, банк продает долг коллекторскому агентству, которое обязуется взыскать задолженность с недобросовестного плательщика. Способы их воздействия зачастую являются незаконны и рассчитаны на тех, кто не знает своих прав, плохо ориентируясь в законодательстве.
И так, что нужно знать?
Ограничения для кредитора/коллектора
1)запрещено по своей инициативе использовать встречи и телефонные переговоры, в случаях:
-в отношении должника введены процедуры банкротства (реструктуризация или реализация),
-стало известно, что должник является недееспособным, несовершеннолетним инвалидом 1 гр, находится в стационаре. (необходимо направить подтверждающие документы кредитору/коллектору).
2)запрещено по своей инициативе:
а)звонить и встречаться с должником, отправлять текстовые и голосовые сообщения, телеграммы👉
в рабочие дни - с 22.00-8.00
в выходные - с 20.00-9.00
б)встречаться лично более 1 раза в неделю;
в) звонить более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц;
г) отправлять телеграммы, текстовые и голосовые сообщения более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.
По соглашению должника и кредитора частота взаимодействия может быть изменена.
Должник может в любое время отказаться от такого соглашения.
Указанные ограничения действуют в отношении каждого самостоятельного обязательства (договора).
Когда кредитор может взаимодействовать с третьими лицами, в своей деятельности по взысканию с Вас задолженности.
Кредитор или его доверенное лицо может звонить, писать, встречаться и др. с членами семьи, родственниками или лицами проживающими с должником, соседями и любыми др. лицами только если имеются одновременно два условия:
-должник дал письменное согласие в виде отдельного документа на взаимодействие с указанными третьими лицами;
-указанные третьи лица не выразили несогласие. Другими словами, они не сообщили кредитору или его доверенному лицу, что не хотят с ним общаться.
Должник может отказаться в любое время отозвать свое согласие, сообщив об этом кредитору или его доверенному лицу. Для этого необходимо:
-направить уведомление через нотариуса,
-направить заказное письмо с уведомлением о вручении,
-вручить лично под расписку.
Ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Иные способы взаимодействия возможны только в случае, если должник и кредитор/коллектор закрепили это в письменном соглашении.
Должник имеет право в любое время отказаться от исполнения указанного соглашения.
Что делать, если коллекторы нарушают Ваши права
✔Записывайте на диктофон звонки коллекторов, сохраняйте электронные письма и сообщения с угрозами (для жалобы).
✔Просите коллектора назвать свои ФИО, наименование организации, адрес, контактный телефон. Откуда им стало известно о Вашем долге, на основании какого договора они осуществляют деятельность (агентские договоры, договоры переуступки права требования долга и др.), просите копию такого договора.
✔Если Вам звонят, пишут в неустановленное время, либо количество звонков и сообщений превышает зафиксированный в законе лимит, возьмите у оператора связи распечатку детализации телефонных звонков на Ваш номер (для жалобы).
Куда подавать жалобу:
-если вам звонят, пишут в неустановленное время, чаще чем предусмотрено в законе, пишут и встречаются с родственниками без Вашего согласия, нарушают др. права предусмотренные ФЗ-230 (ст. 14.57 КоАП РФ) - в Федеральную службу судебных приставов.
-если компетентные органы не реагируют на Ваши жалобы, а также в случае нарушения законодательства о персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ) - прокуратуру.
Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания "микрофинансовая организация" (ст. 15.26.1 КоАП РФ) - в полицию.
Нарушение законодательства РФ о микрофинансовой деятельности сотрудниками банков или микрофинасовых организаций (ч.ч. 2-6 ст. 15.26.1 КоАП РФ)-в Банк России.