5 мифов о правах потребителей

В этой статье поговорим о пяти правах потребителей, которые многие понимают неправильно. Заблуждения возникают из консультации непрофессиональных юристов, неверного толкования положений закона «О защите прав потребителей» и в результате «сломанного телефона» — когда информация, переходя через нескольких людей, теряет свой изначальный смысл.
Я расскажу о пяти самых частых заблуждениях, касающихся прав потребителей в России.
В случае, если для вас в этой статье не будет ничего нового — поздравляю, вы грамотный потребитель, вас не проведешь!
1. «Я могу вернуть товар, а продавец обязан вернуть деньги»
Скорее всего, одно из основных заблуждений, когда речь идет о правах потребителей в нашей стране. В головах людей четко сформировалась установка, что купленный товар (конечно же, не любой — есть специальный перечень товаров, которые вернуть нельзя — например, предметы личной гигиены или технически сложные товары) можно вернуть в течение 14 дней.
Правильно, да не совсем. Как говорится, есть нюанс.
Дело в том, что закон устанавливает обязанность продавца в первую очередь обменять возвращаемый товар на другой.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (п. 1 ст. 25 закона «О защите прав потребителей»).
То есть вы не можете прийти и сказать: «Я не хочу этот товар, верните мне деньги». Продавец вправе выяснить, что именно в товаре вас не устраивает, и предложить вам аналог.
И только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже, вы имеет право получить обратно денежные средства. У потребителя нет права просто так вернуть любой исправный товар в обмен на деньги, а есть право обменять на аналогичный, и только если аналогичного нет, тогда можно получить обратно деньги.
К слову, некоторые продавцы возвращают деньги за товар и просто так, например, известная сеть электроники и техники дает возможность вернуть товар просто так в течение аж 30 дней.
2. «Если гарантия на товар кончилась, то остается ремонтировать за свой счет или выкинуть»
Довольно часто такая ситуация происходит с обувью, на которую гарантийный срок обычно от двух недель до пары месяцев. Относил несколько месяцев, гарантия кончилась, а потом любимые кроссовки «сыграли в ящик»: лопнула подошва или разошлись по швам.
В таком случае можно тоже попытаться получить обратно деньги.
Согласно п. 5. ст. 19 закона «О защите прав потребителей»:
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Наиболее правильным здесь будет отнести обувь на экспертизу. Если эксперт обнаружит, что кроссовки порвались из-за заводского брака, нарушения технологии изготовления или иных причин, от вас не зависящих, можете смело обращаться к продавцу за возвратом, даже если гарантия на кроссовки уже кончилась.
Это относится не только к обуви, но и к любым другим товарам, гарантия на которые менее двух лет. Нюанс здесь только один — доказывать, что товар испортился не по вашей вине, должны именно вы.
3. «Вернуть товар по гарантии можно только с чеком» (либо миф для подвинутых: «принять товар должны и без чека»)
Первый миф («без чека не вернуть!») распространяют недобросовестные продавцы, второй («должны без чека принимать, в законе написано!») — граждане, поверхностно ознакомившиеся с законом.
Действительно, согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей», отсутствие у вас кассового чека, подтверждающего покупку, не дает право продавцу отказывать вам в возврате сломанного товара.
Однако вы обязаны предоставить другие доказательства того, что за товар была произведена оплата и что он был куплен в этом магазине.
Таким доказательством могут служить свидетельские показания. Но многие недобросовестные продавцы без чека вам откажут, а на довод о свидетельских показаниях лишь махнут рукой. В этом случае их с удовольствием учтет суд и защитит ваши права.
4. «Возращать товар по гарантии надо со всем комплектом и упаковкой»
Многие граждане годами хранят коробки из-под телевизоров и бытовой техники в убеждении, что если товар сломается и надо будет менять, то коробку, инструкции и всякие бумаги надо будет возвращать. Это не так.
Упаковку, всевозможные инструкции и расходные материалы можно выкидывать смело после 2 недель, если обменивать и возвращать исправный товар вы не собираетесь.
В ст. 18 закона «О защите прав потребителей» сказано, что в случае, когда покупатель возвращает сломанный товар и хочет получить назад деньги, продавец может потребовать вернуть товар, но только сам товар. Про упаковку и прочее ничего не сказано, поэтому если вам будут отказывать в возврате неисправного товара на этом основании — знайте, что продавец неправ.
5. «Я могу отказаться от товара из интернет-магазина в течение 7 дней и ничего не платить»
Первая часть утверждения верна — от товара, который приобретен дистанционным способом (через Интернет, каталоги и пр.) можно отказаться от 7 дней или до момента его получения. Кроме того, если в момент покупки продавец вам о 7 днях ничего не сообщил, то вернуть можно в течение 3 месяцев.
Однако про «вернуть и ничего не платить» — неправда. Во-первых, обратимся к «Правилам продажи товаров дистанционным способом». Там, в пункте 21, сказано:
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара...
Но это в случае, если деньги были заплачены покупателем вперед, то есть товар был куплен по предоплате.
И если вы думаете, что при покупке товара наложенным платежом (т.е. когда платишь при получении) вы в случае отказа от товара продавцу ничего не должны, то вы тоже ошибаетесь.
Тут уже нам надо смотреть в Гражданский кодекс, на п. 4 ст. 497.
...до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.
Иначе говоря, поскольку продавец уже оплатил доставку товара до вас, то по закону вы должны ему эти средства возместить.
На практике же покупатели чаще всего про это не знают, а продавцы просто не хотят связываться и судиться ради нескольких сотен рублей доставки. Но если доставка была дорогостоящая, то могут и потребовать. И будут правы.
Если понравилась статья – для распространения статьи внизу нужно нажать «Поделиться».
Благодарю за внимание!

5 преступлений в магазине, которые вы совершали, но не знали об этом, можно ознакомиться Подробнее ➤
За что в магазинах не берут денег с покупателей, можно ознакомиться Подробнее ➤
Как, честно совершая покупки, вы можете невольно стать соучастником преступления, можно ознакомиться Подробнее ➤
"Заблуждения возникают из консультация непрофессиональных юристов, неверного толкования положений закона «О защите прав потребителей»"
"Хитромудрыми" депутатами все законы принимаются такие, что их можно "толковать" по всякому, в зависимости от "аппетитов" "толкователей".
Спасибо за интересную публикацию!
Хорошая статья, многим может быть полезна.
Смотрю на ленте грамотный контингент, возможно кто подскажет... Заказываю с Али лезвия для бритья - и как лотерея, хотя стараюсь по предыдущему разу выбирать производителя и ценовую категорию. Все равно иногда приходиться эти лезвия выкидывать. Возможно у кого либо есть свои приметы качественного товара? ...))
Али - это другая страна, по законам ничего не докажешь. Надо этот вопрос в адрес администрации Али задавать.
А вообще, если сможете показать на видео/фото например, очевидную разницу между хорошим товаром и подделкой (например, покажете, что лезвия режутся ножницами или гнутся как жестянка) , то Али встает на сторону покупателя.
Не так. Если товар ненадлежащего качества. Я могу и отказаться.