Количество жалоб на коллекторов рекордно выросло
Приставы в январе-октябре 2019 года получили рекордные 23,4 тыс. жалоб на взыскателей просроченной задолженности. Это на 35% больше, чем за десять месяцев 2018-го, рассказали в ФССП России. Чаще всего граждане сообщают о навязчивых звонках и сообщениях, в том числе близким должника, а также о раскрытии персональных данных и психологическом давлении. Самые жесткие методы работы применяют МФО и организации, не включенные в реестр коллекторов, пояснили приставы. Эксперты связывают увеличение количества обращений с тем, что теперь должники лучше знают, куда идти за защитой.
Если за 10 месяцев 2018 года Федеральная служба судебных приставов получила 17,4 тыс. обращений, то за аналогичный период 2019-го года уже 23,4 тыс., что почти на 35% больше.
Это рекордный показатель с момента наделения приставов надзорными функциями в 2017 году.
При этом именно на «черных» кредиторов и взыскателей в этом году заявили на 70% больше, чем в прошлом: 2,7 тыс. обращений. Общая сумма штрафов, которую суды назначили за нарушения закона о коллекторах, за десять месяцев 2019-го увеличилась на 48,5%, до 91,9 млн рублей.
Увеличение почти на 50% общей суммы штрафов коллекторов связано не только с работой приставов, но и с тем фактом, что за неоднократные нарушения судьи назначают более жесткие наказания, уточнили в пресс-службе ФССП РФ (по закону для юрлиц предусмотрены санкции от 20 тыс. до 2 млн рублей).
Приставы не раскрыли информации по категориям жалоб, но это сделали в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). В нее должники тоже сообщают о недопустимом поведении взыскателей. Организация следит за соблюдением профильных законов и стандартов работы ее участниками — коллекторами. С января по октябрь 2019 года россияне обращались на 20% чаще по сравнению с прошлым годом: поступило более 5,5 тыс. заявлений.
Чаще всего за это время коллекторы превышали разрешенное количество контактов с должниками. На этот пункт пришелся 31% всех жалоб. В 22% взыскатели звонили другим людям. В 17% раскрывали персональные данные должников. 8% обращений пришлось на психологическое давление. Часть поступивших жалоб направлена на действия МФО, банков, а также на «черных» кредиторов и не включенных в реестр ЦБ взыскателей, которые действуют вне правового поля.
— Уровень жизни и доходов россиян не меняется в лучшую сторону, поэтому проблемные должники ищут возможность не выплачивать кредит. Такие граждане лишились возможности перекредитоваться в банке или в легальном МФО, где ссуду также не одобрят из-за вступления в силу показателя долговой нагрузки. Такой заемщик вынужден обращаться к «черным» кредиторам, а их «соседями» выступают нелегальные коллекторы, — рассказал директор по работе с частными клиентами «БКС Премьер» Николай Соколов.
В общественной организации ОНФ «За права заёмщиков» положительно оценивают рост количества жалоб.
-Это демонстрирует, что Федеральный закон № 230-ФЗ о коллекторской деятельности работает. Также увеличение числа обращений свидетельствует о том, что граждане становятся более осведомленными и активнее отстаивают свои права, - указал эксперт проекта Михаил Алексеев.
— Мы считаем, что нарушителей закона следует не только штрафовать, но и придавать огласке названия организаций и имена руководителей. Репутационное давление будет дополнительным стимулом для исполнения закона. Добросовестные участники рынка смогут видеть экономический смысл в соблюдении правил, — считает он.
Впрочем, Министерство юстиции России разместил новый проект закона о коллекторской деятельности со своим видением будущего рынка взыскания. Министерство предлагает распространить действие документа на всех, кто занимается возвратом просроченной задолженности граждан. Это означает, что под регулирование попадут не только управляющие и ресурсоснабжающие организации, на которые оно ранее не распространялось, но и другие юридические лица. При этом правила взыскания долгов за ЖКХ будет устанавливать Правительство России.
Из других нововведений — «робот-коллектор», который должен сообщать, что должник общается с автоматизированным интеллектуальным агентом. Так же как и при взаимодействии с оператором колл-центра, робот обязан назвать ФИО либо наименование кредитора или коллекторского агентства. Количество контактов по телефону предлагается увеличить в два раза: не превышать двух звонков в день, не чаще четырех в течение недели и не более восьми в месяц.
Согласно тексту, законопроекта новая редакция должна вступить в силу с 1 января 2021 года.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Приставы получают жалобы-но бездействуют. Сама с этим столкнулась.
С бездействием приставов
30 декабря 2019 года на сайте ФССП нашла задоженность (которой у меня нет). Пристав мне ни разу не позвонил и не уведомил о ней. Сейчас этой задолженности конечно же нет. Но..
Получается, что, они сами себе придумывают, делают видимость работы, а потом удаляют?
Задолженность удалилась с сайта после моего обращения к ним, и то через 1 месяц. Наехала, так сказать по полной.