Проверка договора налоговыми органами
В целях доначисления налогов налоговые органы проверяют договор налогоплательщика (организация, индивидуальный предприниматель) в пять этапов:
1. Проводят визуальный осмотр договора как документа, то есть смотрят реквизиты, название, подписи.
2. Определяют его вид и природу тех отношений, которые данный договор регулирует.
3. Проверяют договор и его условия на соответствие законодательству: например, налоговому, экологическому, земельному, градостроительному и т.д.
4. Определяются фактические действия сторон по договору.
5. Фиксируют те или иные нарушения или претензии.
Необходимо отметить, что какая-то досадная мелочь, пропущенная юристом в договоре, может стать поводом для серьезного конфликта.
Налоговые органы тщательно проверяют договор, договорную документацию, товаросопроводительные документы, транспортные документы, чтобы выявить слабые места и понять, насколько сильно и серьезно то или иное налоговое правонарушение.
Существуют методологические приемы, которые применяют налоговые органы при анализе договорных отношений сторон:
1. Анализ формальных условий договора и их соответствия фактическим действиям сторон.
Например, если организации и/или индивидуальные предприниматели меняют в процессе исполнения контракта его условия, но не оформляют эти изменения документально (не заключают дополнительные соглашения к контракту), то это влечет, конечно, дополнительные налоговые риски.
Также для надлежащего оформления документов лучше сохранять тождество всех формулировок и условий, как в договоре, так и в сопроводительных документах.
2. Сопоставление дат.
Сопоставление дат – самый сильный прием, когда налоговые органы проверяют дату заключения договора, начинают смотреть составление преддоговорных документов, смотрят переписку – то есть все документы, которые сопровождают договор.
Нарушение хронологии первичных документов свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.
Например, возникают претензии у налоговых органов, когда возмещение ущерба или гарантийное обслуживание, устранение недостатков делается за пределами гарантийного срока.
3. Сопоставление места заключения договора.
Этот прием налоговые органы используют редко. Несмотря на то, что в настоящее время, можно вести свой бизнес с любого конца Земли, по месту нахождения, месту заключения договора у налоговых органов могут возникнуть вопросы.
4. Реквизиты договора.
Если юридические лица и/или индивидуальные предприниматели допустят ошибки или некорректное отношение номера договора, это может быть налоговыми органами использовано против них и поставлено им в претензию.
5. Фискальное вмешательство в договор.
Например, налоговые органы могут признать договор незаключенным из-за того, что там нет каких-то существенных условий, характерных для этого договора.
Несмотря на то, что налоговые органы не вправе вмешиваться или внедряться в договорные условия сторон, особенно если нет спора между сторонами, не вправе за стороны оценивать или переоценивать целесообразность и необходимость действий или диктовать свои условия, необходимо отметить, что лучше не доводить дело до конфликта и составлять свой договор так, чтобы у налоговых органов не было ни одного шанса его как-то переосмыслить или продиктовать свою трактовку тех отношений, которые есть.
6. Проверка расходов на соответствие их условиям договора.
В договоре необходимо определить, какие расходы кто несет, и придерживаться этих договоренностей, чтобы потом у налоговых органов не было никаких претензий.
Например, какая из сторон производит текущий и/или капитальный ремонт в договоре аренды нежилого помещения.
7. Неналоговые дефекты договора.
Например, заключив договор купли-продажи транспортного средства в простой письменной форме, покупатель-плательщик транспортного налога по транспортному средству не ставит его на учет, чтобы не платить транспортный налог. Налоговые органы и суды вслед за этим считают, что манипуляции не освобождают налогоплательщика от налоговых обязанностей.
8. Поднять переписку.
Через переписку можно выйти на действительные намерения сторон и провести потом таким образом какую-то переквалификацию договорных отношений.
Переписка нужна налогоплательщику для подтверждения своих добросовестных намерений (ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому, не давая переписку налоговым органам (а сторона вправе ее не предоставлять), можно оперировать этими документами для своей защиты, когда возникнет вдруг конфликт, и сторона сможет, опираясь на письма своего контрагента, представить то, что было на самом деле.
9. Переквалификация договора.
Переквалификация – это самый мощный прием налоговых органов, которыми они активно пользуются.
Например, договоры комиссии по купле-продаже драгоценных металлов были переквалифицированы в куплю-продажу этих металлов с доначислением НДС. Лицензия у банка была отозвана по причине непомерных налоговых взысканий.
При установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения инспекция, руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (пункт 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: