Ковригина Светлана Витальевна
Ковригина С.В.Подписчиков: 17394
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.6М

Покупатель против: практика Верховного суда в защиту прав потребителей

2 415 просмотров
1 464 дочитывания
48 комментариев
Эта публикация уже заработала 78,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Новый тематический обзор практики Верховного суда отвечает на многие вопросы, которые возникают в спорах между потребителями и бизнесом. Рассмотрим наиболее интересные дела из обзора.

Право потребителя взыскать моральный вред (дело № 77-КГ 19-9)

  • Женщина приобрела у предпринимателя жилой дом с земельным участком. Однако, коттедж был построен плохо, и покупательница смогла взыскать с продавца стоимость недвижимости, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

  • Предприниматель продолжительное время не исполнял судебное решение, и женщина была вынуждена обратиться в суд, чтобы повторно получить компенсацию морального вреда. Суд отказал женщине.

  • Однако Верховный суд решил, что длительное неисполнение судебного решения в пользу потребителя дает тому право требовать компенсацию морального вреда снова.

Право потребителя поменять смартфон (дело № 46-КГ 18-54)

  • Покупательница приобрела iPhone 6, который сломался, – вышла из строя системная плата. Женщина через суд потребовала вернуть ей деньги, потраченные на телефон.

  • Суд первой инстанции отказал в иске, посчитав, что дефект является устранимым, а покупатель даже не попыталась просить о ремонте телефона.

  • Апелляция встала на сторону потребителя, заявив, что ремонт был в принципе не возможен, так как Apple не продает свои системные платы.

  • Верховный суд не согласился с решением апелляции и напомнил, что потребитель может потребовать возврата денег за товар, если производитель в течение 20 дней не исправит недостаток, либо после признания его неустранимым.

Право потребителя получить разницу в цене товара (дело № 4-КГ 19-31)

  • Мужчина купил мотоцикл, который сгорел из-за неисправности проводки. Суд признал неисправность заводским браком. При этом покупатель просил не только вернуть стоимость товара, но и возместить разницу в цене, чтобы хватило на новый.

  • Верховный суд посчитал, что покупатель вправе требовать разницу между той суммой, что он заплатил за сгоревший мотоцикл, и ценой нового на момент разрешения спора.

Право потребителя на сохранение гарантии на товар (дело № 5-КГ 18-7)

  • Водитель застраховал свой автомобиль по КАСКО, спустя некоторое время полис пригодился: в одной из поездок разбилось лобовое стекло.

  • Страховщик признал случай страховым и выдал владельцу авто направление на замену запчасти на станции техобслуживания, где мужчине предложили установить неоригинальное лобовое стекло. Потребитель отказался, так как установка неоригинальных запчастей лишала его гарантии.

  • Верховный суд разъяснил, что ремонт авто по страховке не должен приводить к прекращению гарантии. Так как в гарантийном сертификате содержалось условие о прекращении гарантии при использовании неоригинальных деталей, страховая компания не должна была предлагать такой вариант клиенту.

Права потребителя на ремонт дома за счет подрядчика (дело № 57-КГ 19-3, Дело № 5-КГ 19-65)

  • Женщина воспользовалась услугами подрядчика по утеплению своего дома, однако спустя несколько лет утеплитель отслоился от стен.

  • Потребитель обратилась в суд, который проиграла, апелляция сослалась на пропуск пятилетнего срока для выявления недостатков работы подрядчика.

  • ВС посчитал иначе, указав на то, что потребовать безвозмездного устранения существенных недостатков в отношении работы, у которой не установлен срок службы, можно в течение 10 лет после принятия этих услуг.

  • В другом деле Верховный суд напомнил, что при наличии «существенных недостатков результата работы» заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть деньги, если подрядчик не стал устранять дефекты за свой счет.

Право потребителя: не переплачивать по процентам (дело № 80-КГ 18-15)

  • Если человек занял деньги у микрофинансовой организации и не вернул их, то он рискует получить судебный иск. При этом Верховный суд указал: с заемщика нельзя взыскать сумму, превышающую предельное значение полной стоимости микрозайма, определяемую ЦБ.

  • В одном из дел с мужчины взыскали проценты за полтора года просрочки долга в 25 000 руб. по ставке в размере 475% годовых (1,5% в день).

  • Верховный суд отменил это решение, напомнив, что на тот период ЦБ установил процент в 136% годовых для потребительских микрозаймов на сумму до 30 000 руб., взыскивать проценты по ставке выше установленной нельзя.

Право потребителя пропустить досудебный порядок в споре с банками (дело № 49-КГ 18-61)

  • Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает обязательного досудебного порядка разрешения споров между потребителем и исполнителем услуг.
  • В связи с чем закрепление такого условия в договоре банковского вклада нарушает права потребителя на доступ к правосудию.

Право потребителя: не платить за экспертизу (дело № 53-КГ 18-14)

  • Если для определения размера ущерба после ДТП понадобится экспертиза, заплатить за нее должна страховая компания.

  • Кроме того, лимит ответственности по договору ОСАГО не включает в себя стоимость исследования.

  • При этом страховщик должен оплатить экспертизу вне зависимости от того, когда ее провели – до или после обращения в страховую компанию.

Право потребителя проверить экспертизу (дело № 18-КГ 19-73)

Покупатель обратилась в суд с иском к автодилеру из-за поломки ее автомобиля Range Rover, попросив расторгнуть договор о покупке неисправного авто.

Заключением эксперта было доказано, что неисправность является заводским дефектом. Суд присудил покупательнице около 17,5 млн руб.

Однако Верховный суд нашел в этой экспертизе ряд недостатков.

  • Ответчик настаивал на своем присутствии при осмотре авто и просил известить его о времени и месте проведения экспертизы, однако эксперт его этой возможности решил.
  • Показания эксперта и его заключение содержат противоречия: эксперт зафиксировал, что осматривал машину, а в суде заявил, что вывод о поломке двигателя сделал на основании предоставленных ему фото автомобиля.
  • Эксперт самостоятельно направил запрос официальному дилеру о предоставлении информации по неисправному двигателю, чем нарушил запрет самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы.

При таких обстоятельствах суд не мог ссылаться в своем решении на составленное с нарушениями заключение, а должен был назначить повторное.

Вашему вниманию:

Что изменится в системе доставки пенсий в октябре 2020 года

Подробнее ➤

Минстрой о новых правилах оплаты ЖКУ с кого возьмут больше?

Подробнее ➤

Если сочтете информацию полезной, прошу вас оценить статью и поделиться ею со своими подписчиками.

Благодарю за внимание!

Источник: «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей», утвержденный Президиумом ВС 14 октября 2020 года.

https://pravo.ru/story/226629/

Проголосовали:182

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

48 комментариев
Понравилась публикация?
160 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Ковригина Светлана Витальевна
Комментарии: 48
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1712
22.04.2024, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
ВведениеВ начале настоящей статьи я бы хотела указать предпосылки возникшего спора и те услуги,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Алексеева Елена Витальевна
Подписчиков 1317
12.03.2024, 18:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг652к
История произошла с моим клиентом довольно неприятная. В 2002 году ему прооперировали ...
Подробнее
Неинтересно
-5
71
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15755
22.04.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.3М
Возмещение морального вреда матери, за причинённый вред здоровью её ребенку. Как мы взыскали ...
Подробнее
Неинтересно
0
108
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1712
22.04.2024, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
ВведениеВ начале настоящей статьи я бы хотела указать предпосылки возникшего спора и те услуги,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15755
19.04.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.3М
«Оплатил заказ на полмиллиона, а товар не получил»: или о том, как мне удалось ...
Подробнее
Неинтересно
-1
78
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15755
25.03.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.3М
Хотела обогатиться за счет Подрядчика: или почему Закон о защите прав потребителей ...
Подробнее
Неинтересно
0
68
Москвитина Валентина Витальевна
Подписчиков 26290
20.03.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг20.7М
Как взыскать компенсацию морального вреда со Сбербанка за утерянную банковскую ...
Подробнее
Неинтересно
0
88
Абакумов Евгений Игоревич
Подписчиков 3172
14.03.2024, 20:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг121.7к
Право на компенсацию морального вредаПрава и свободы человека и гражданина ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Сергей
Подписчиков 675
26.04.2024, 21:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.4М
Как часто перед покупкой товара, Вы читаете отзыв на него, чтобы сделать правильный выбор ?
Подробнее
Неинтересно
-1
127
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15755
24.04.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.3М
Вас кусала безнадзорная (бродячая) собака? А меня покусала. Как Вы думаете ...
Подробнее
Неинтересно
-1
85
Магонова Юлия Валериевна
Подписчиков 170
18.04.2024, 13:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг292.7к
Мне регулярно звонят разные Натальи и Татьяны, представляющие интересы Ростелеком. Почему-то,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Кочетков Александр Владиленович
Подписчиков 93669
17.04.2024, 13:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.6М
Краткое содержание:1. Введение.Обязательный досудебный порядок2. Обсуждение.Здравствуйте ...
Подробнее
Неинтересно
-3
32