«Оплатил заказ на полмиллиона, а товар не получил», или О том, как мне удалось взыскать с продавца маркетплейса. Случай из моей практики
Краткое содержание :
Не знаю случались ли в вашей жизни такие случаи, что оплачивали дорогостоящие товары на маркетплейсах, а в итоге товары доставлены не были? Вот именно такой практикой я хотела с вами поделиться. Если у вас нет опыта в таких делах, теперь он у вас будет.
Суть дела
Александр был в отчаянии. Он постоянно осуществлял покупки на маркетплейсах, суммы покупок всегда огромные. Ну занимается перепродажей товаров. В общем история такова.
Первый заказ. На торговой площадке Aliexpress.ru 25 февраля 2022 года был заключён с использованием дистанционного способа продажи договор купли-продажи (далее – договор №1) смартфоны Xiaomi Redmi Note 11 Pro 4Gb 128Gb Gray в количестве 6 штук (ID: 5017289655309410), общая сумма заказа составила 1205 долларов США, заказ был оплачен посредством денежного перевода с (расчётной карты №4377 7237 7694 6497) с моего счёта №40817810800047215046 открытом в АО «Тинькофф Банк» с конвертацией валюты по курсу банка и фактическая итоговая сумма заказа в рублях составила 102 425 рублей 00 копеек.
Хочу отметить, что непосредственно продавцом товара является ООО «Алибаба. Ком (ру)» (далее – продавец) который осуществляет свою деятельность под торговой маркой /AliExpress Россия, с идентификационным номером 431748 исключительное право на торговую марку действует до 29 декабря 2029 г./ с помощью торговой площадки в сети Интернет, правообладателем которой является АЛИЭКСПРЕСС РАША ХОЛДИНГ ПТЕ. ЛТД. 100% учредитель ООО «Алибаба. Ком (ру)».
26 марта 2022 года продавцом расторгнут договор №1 и отменён заказ в одностороннем порядке и в соответствии с правилами (пользовательским соглашением с которыми я согласился при заключении договора) срок возврата денежных средств на мой счёт (карту) должен был быть произведён в течение 20 рабочих дней, соответственно предельным сроком возврата денежных средств является 22 апреля 2022 года.
Александр неоднократно обращался к продавцу о возврате денежных средствах и предупреждал, что намерен решить спор в судебном порядке. А по итогу получались бессодержательные ответы продавца в виде бесконечной рекурсии и 30 октября 2022 года на торговой площадке AliExpress продавцом был удалён идентификатор Александра (учётная запись – аккаунт), и он утратил возможность, какого-либо взаимодействия с продавцом.
Второй заказ. 26 мая 2022 года Александром на торговой площадке Aliexpress.ru были заключён с использованием дистанционного способа продажи договор купли-продажи (далее – договор №2) смартфоны Xiaomi Redmi Note 11 Pro 6Gb 128Gb Gray в количестве 6 штук по 17 717,48 рублей за 1 штуку (ID:5029307684890425), заказ был оплачен посредством денежного перевода с (расчётной карты №4377 7237 7694 6497) с моего счёта №40817810800047215046 открытом в АО «Тинькофф Банк» итоговая сумма заказа составила 106 304,88 рубля.
Из второго заказа Александром был получен только один телефон, остальные телефоны по неизвестным причинам, отправленные отдельными посылками, были возвращены отправителю как не прошедшие таможенную очистку.
9 июля 2022 года в соответствии с правилами торговой площадки AliExpress, был открыт «спор» инициировавший порядок разрешения продавцом сроков возврата денежных средств за неполученный товар или предоставления мотивированного отказа.
Продавцом не было предоставлено, какого-либо ответа в отношении второго заказа и не был произведён возврат 88 587,40 рублей за неполученный товар, все направляемые претензии оставлены без ответа.
Согласно правилам торговой площадки AliExpress, предельный срок рассмотрения спора составляет 30 календарных дней, по истечении которых в случае отсутствия мотивированных возражений денежные средства подлежат возврату, соответственно предельным сроком возврата является 23 мая 2022 года.
Подготовка искового заявления
Александр неоднократно обращался к продавцу с претензиями и требованиями возвратить денежные средства - требования добровольно не удовлетворены.
Мною было подготовлено исковое заявление о взыскании стоимости непоставленного товара, штрафных санкций и компенсации морального вреда с подробным описанием всей ситуации.
Был произведен подробный расчет взыскания денежных средств по дату подачи настоящего искового заявления по каждой заявке рассчитана неустойка:
Первый заказ: 22.04.2022 по 17.02.2023 – 302 дня.102 425 руб. *302 д.*0,5/100= 154 661,75 руб. Поскольку сумма не может превышать сумму предварительной оплаты товара, неустойка = 102 425 руб.
Второй заказ 23.05.2022 по 17.02.2023 – 271 день.
88 587,40 руб. *271*0,5/100= 120 035,92 руб. Поскольку сумма не может превышать сумму предварительной оплаты товара, неустойка = 88 587,40 руб.
И посчитали целесообразным заявить требование о компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
Поскольку продавцом не исполнены требования Александра, и по смыслу закона, в сумму, присужденную судом в пользу моего клиента, включаются и иные требования, производные от первоначального, в том числе, неустойка, убытки и компенсация морального вреда, размер штрафа, подлежащий взысканию с продавца, составляет
102 425+88 587,40+102 425+88 587,40+20 000/2=210 012,40 руб.
Возражение продавца
Представленные продавцом возражения на исковое заявление, о том, что Александр ввел в заблуждение, что товары он приобретал для личного пользования, но в итоге товары доставлялись иным лицам, и поэтому просили сделать запросы операторам сотовой связи.
Кроме того, продавец не был согласен с неустойкой, штрафом и моральным вредом, и они не подлежат взысканию в полном объеме. Просил, в случае удовлетворения требований уменьшить размер неустойки и штрафа.
Моральный вред продавец считает, что он завышен.
Решение суда
Решение было вынесено в сентябре 2023 года в пользу Александра. Суд частично взыскал в его пользу.
Если будет интересно. Могу предоставить решение для ознакомления. Можете написать в ЛК или в комментарии. Решение на 12 листах.
Заключение
Маркетплейсы основательно вошли в нашу жизнь. Раньше только споры открывали, потому как AliExpress продавал всякую мелочь. И люди, возможно, закрывали глаза, если продавец пропадал и не возвращал деньги. Сейчас же на AliExpress продаются более дорогостоящие товары, и судебная практика начала формироваться интересная.
Я при подготовке иска погрузилась в судебную практику и не нашла (в тот период) требований о возврате денег, в основном судились по вопросам гарантийных обязательств, от исполнения которых AliExpress также безуспешно открещивался.
Моё субъективное мнение, что всё-таки события конца февраля 2022 года внесли некое смятение в отлаженные бизнес-процессы и у продавцов появился повод «кинуть» покупателей с чувством причастности к великому, в частности продавец начал украшать свои товары стикерами и ленточками «людей с синдромом Дауна».
Фото Яндекс и из личного архива
Была ли полезной для Вас моя публикация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты