Арест отца, воспитывающего детей
Краткое содержание :
Часть 2 статьи 3.9 КоАП Российской Федерации устанавливает, что административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
На первый взгляд, нормы данной статьи защищают отдельные категории граждан и вполне обоснованно. Всем понятно, что ребенок до 14 лет и тем более ребенок-инвалид не может находиться без попечения матери.
Проблемы с трактовкой и применением данной статьи могут возникнуть у отцов, которые единолично воспитывают детей. Арест такого отца может привести к оставлению ребенка в полном одиночестве, а значит в опасности. Конституционный суд в своем определении № 2375-О от 15.10.2020 г. пояснил, как должна применяться эта норма и чем должен руководствоваться суд при назначении наказания в виде ареста.
Что решил суд
Суд указал, что конституционные пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина означают, что при законодательном регулировании оснований и условий административной ответственности надо стремиться к оптимальному балансу как прав и свобод привлекаемого к ответственности лица, так и общего интереса, состоящего в эффективной защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Конституционный суд упомянул, что меры административной ответственности должны:
- соответствовать характеру правонарушения,
- соответствовать опасности правонарушения для защищаемых законом ценностей,
- служить достижению целей административного наказания,
- обеспечивать учет причин и условий его совершения, личности правонарушителя и степени вины, гарантируя адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения.
Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.
Разрешая вопрос о назначении административного ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до 14 лет, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя. Приведенная правовая позиция распространяется и на случаи, когда мужчина, имеющий ребенка в возрасте до 14 лет, хотя и воспитывает его совместно с матерью этого ребенка, но в конкретной жизненной ситуации, о которой заявлено в суде по делу об административном правонарушении, при наличии соответствующих обстоятельств, подтвержденных надлежащим образом, назначение административного наказания такому мужчине в виде административного ареста приведет к тому, что ребенок останется без родительского присмотра.
Таким образом, Конституционный суд не решился разрешить правовой вопрос о нарушении нормами ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ прав отдельных категорий граждан, зато дал разъяснения судам, что необходимо учитывать при назначении ареста.