Три уровня пропаганды
Краткое содержание :
https://unsplash.com/photos/3ujfoSnBcI4
В статье «Треугольник массовой дезинформации» я классифицировал СМИ и коснулся пропаганды как их инструмента. В данной статье мы классифицируем пропаганду на три уровня.
Пропаганда как явление
- Слово propaganda в переводе с латыни означает "подлежащее распространению". Пропаганда известна с древности. Например, в преамбуле к Законам Хаммурапи (XVIII век до н. э.) говорится, что эти законы направлены на "защиту слабых от сильных" и для "установления справедливости".
- В 1622 году появилась Congregatio de Propaganda Fide ("Конгрегация распространения веры"), созданная папой Григорием XV.
- К пропаганде можно отнести выражение мнения и отдельного человека – писателя, философа, не говоря уже о политиках и государственных деятелях.
- Агитация является частным, политическим примером пропаганды.
- Реклама тоже является частным, экономическим примером пропаганды, призывающим приобрести товары и услуги.
- Пропаганда, как правило, имеет долгосрочную перспективу: для формирования нужного мнения требуется время. Вспомните, как часто вы покупали товар или услугу после второго, третьего или седьмого упоминания в СМИ. Время – союзник пропаганды.
- Первые научные подходы к пропаганде отталкивались от бихевиоризма (теории поведения) и учения Фрейда и основывались на теории "стимул –реакция". Считалось, что люди воспринимают одну и ту же информацию схожим образом и проявляют одинаковые реакции.
Уровни пропаганды
Условные обозначения:
- Т – точка зрения/тезис (изначальное мнение на проблему до обсуждения);
- В – вывод (мнение поле обсуждения), выводы могут быть как тезисами, так и синтезами – новыми точками зрения, рождёнными в обсуждении;
- С– синтез.
В данной статье пропаганда делится на три уровня (вида).
Пропаганда третьего уровня
- Пропаганда первого уровня – наличие одного «тезиса». Яркие примеры – советская, нацистская и другая тоталитарная пропаганда.
- Всеми силами пресекаются не только иные мнения, но и любые сомнения. «Пятилетку – за четыре года», «Коммунизм – к 1980 году» – и никаких сомнений.
- «Трудности» объявляются несущественными и преодолимыми. Есть лишь мы, наши тезисы, единственно верные, а остальное – неверно.
- Недостатки врагов преувеличиваются, их достижения замалчиваются, в исключительных случаях – преуменьшаются.
- Формула пропаганды третьего уровня: Т=В=1. С=0.
Пропаганда второго уровня
- Пропаганда второго уровня широко применяется в российских и других СМИ, сводится к поддержанию неопределённости или подвешенного состояния.
- Свобода слова есть, хотя неудобное мнение стараются заглушить. Как правило, проблема рассматривается в плоскости «да/нет». Нужные факты «подсвечиваются» (если не выпячиваются), неудобные замалчиваются. Происходит деление на «мы-они», «добро – зло», «друг – враг» и т.д. Россия противопоставляется Западу.
- В пропаганде второго уровня обычно Т=2, В=1, С=0.
Пропаганда первого уровня
- Данный уровень пропаганды основан на рассмотрении вопроса с критичным осмыслением.
Пропаганда первого уровня является выражением принципа немецкой классической философии: «тезис – антитезис – синтез». Такая схема действует в отношении вопросов, где есть две основные точки зрения: о смертной казни, о легализации проституции, эвтаназии и пр. Словом, где вопрос сводится к дилемме «да/нет». Синтез и является третьей точкой зрения на тот или иной вопрос и одновременно выходом на новый уровень мышления. Пропаганда первого уровня представляет минимум на один вывод больше, чем количество точек зрения.
- Если вариантов три и более (вопрос о максимальном срочном лишении свободы, о налогообложении и пр.), в качестве синтеза выступает обобщение уже не двух, а нескольких точек зрения. Т.е. получается схема «тезис – тезис – ... – синтез».
- Формула: В= Т+1, С=1 и более.
Итоги
1) Пропаганда третьего уровня – пропаганда одного мнения.
2) Пропаганда второго уровня – пропаганда предпочтительности. Иные точки зрения остаются тезисами и не превращаются в выводы, поскольку к ним нет уважения и должного внимания.
3) Пропаганда первого уровня – рассмотрение разных точек зрения с упоминанием точки зрения автора и обязательным введением синтеза. Поэтому выводов будет больше, чем тезисов.
Спасибо за внимание!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: