Возврат денег с туроператора или авиалиний

Можно ли вернуть деньги за несостоявшуюся поездку?
После массовой отмены поездок в Европу и страны Карибского бассейна из-за закрытия воздушного пространства для отечественных лайнеров туроператоры должны возвращать клиентам средства, потраченные на несостоявшиеся туры. Такой возврат подразумевают федеральные законы «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в России». Однако ряд компаний предлагают перенести поездку или просят об отложенном возврате средств за отмененные туры.
В большинстве договоров об оказании туристических услуг упоминаются такие термины, как «обстоятельства непреодолимой силы» или «форс-мажор». То, что сейчас происходит (или происходило в 2020–2021 гг. во время пандемии) как раз относится к указанным обстоятельствам, и туроператор не может отказать в возврате, сославшись на военную операцию.
К нам обратилась клиентка, которая заключила с туроператором договор возмездного оказания услуг (комплекс услуг по покупке турпродукта) в январе 2022 года, внесла плату в полном объеме за планируемую поездку в марте 2022 года. Однако из-за отмены тура в Египет (в связи с закрытием воздушного пространства) туроператор отменил поездку, и в устной форме женщине было сообщено, что деньги возврату не подлежат.
Была подготовлена и направлена в адрес туроператора претензия, готовится исковое заявление в суд.
Помимо отмен по причине закрытия неба над Евросоюзом остаются туры, отменённые в 2020–2021 гг. из-за пандемии. Тогда из-за эпидемиологической ситуации российские власти приостановили регулярное авиасообщение.
В 2020 году в наше юридическое агентство так же обращались клиенты, заключившие договора авиаперевозки. Устные разговоры с авиаперевозчиком о возврате денег ничего не дали, кроме предложения перенести рейс.
Однако статьей 451 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В мае 2020 года от авиаперевозчика пришло сообщение об отмене рейса, таким образом авиаперевозчик подтвердил расторжение договора авиаперевозки.
Распространение заболевания короновирусом, в том числе в стране предполагаемого вылета, является обстоятельством, которое не могло быть предусмотрено клиентом при заключении договора.
На основании изложенного нами было направлено исковое заявление в суд с требованиями, в том числе о взыскании с авиакомпании денежных средств, штрафа в размере 50% от взысканной суммы, и морального вреда. Денежные средства были возвращены клиентке в полном объеме еще до вынесения судом решения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что туроператор обязан вернуть деньги за путевку. При этом туроператор имеет право возвращать деньги в формате рассрочки, а не единовременным платежом, поскольку у операторов обычно нет такого объема свободных средств, чтобы компенсировать сорванную поездку сразу большому количеству людей.
В случае, если туроператор не вернул денежные средства добровольно, необходимо обращаться в суд.
В досудебной претензии необходимо подробно описать все обстоятельства дела, события, негативно повлиявшие на возможность совершить тур, а также точные даты вылета и возвращения.
Далее нужно указать размер требуемой к возврату суммы, привести расчеты. Претензию необходимо направить туроператору по почте по адресу, указанному для данного юридического лица в сведениях ЕГРЮЛ.
Скорее всего вам потребуется помощь юриста, так как суд в каждой отдельной ситуации будет оценивать степень влияния сложившейся обстановки на возможность исполнения сторонами своих обязательств по договору.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Да был у меня прецедент.
Выкупила в 2020м билеты в Казахстан (туда и обратно) в январе на июнь. Вылет отменили, просили, если можно, перенести даты. Перенесла на сентябрь. А они сказали, что полёт также отменяется, а деньги замораживаются на 3 года.
Но некоторые могут и не дожить, а кто тогда 30тр получит?
есть прямые нормы закона, которые надо было бы указать. И Постановления Правительства РФ регулирующие указанные правоотношения туроператора и туриста. Без ссылок статья просто пустышка.
Спасибо, учту на будущее
Спасибо большое за статью, очень полезно! Подскажите, туроператор отменил тур и аннулировал заявку, предлагает держать деньги на депозите или перебронировать тур с доплатой. тур оплатила полностью ещё в январе, поездка должна была состоятся в июле. чеки есть, при этом 2,5% тура от общей стоимости оплатила бонусами, которые начислились мне в бонусной программе агента. в претензии указываю все чеки, естественно в договоре сумма выше на 2,5 %, а как же указать, что часть оплачена бонусами? Т.е. подтвердить факт того, что оплатила тур полностью.
Здравствуйте, Вам необходимо направлять претензию туроператору, а затем, скорее всего, придется обращаться в суд.
Бонусные баллы – это виртуально начисляемые Участнику программы баллы, которые можно использовать в счет оплаты стоимости пакетных туров и билетов, на условиях и в порядке определенных туроператором. Бонусные баллы можно потратить только в счет оплаты стоимости пакетных туров и билетов, на списанную сумму балов Держателю выдается приходный ордер. Номер телефона обычно является номером бонусного счета, соответственно, у Вас должна быть информация о списании бонусных баллов, скорее всего это могла быть смс.
Если Вы не найдете указанную информацию, просто укажите в претензии, что часть суммы была оплачена бонусными баллами.
Купила два билета Казань-Краснодар на 5 июня. Вылет не состоялся из-за того, что аэропорт Краснодара закрыт по вполне понятным причинам. Сервис Купибилет сделал удержание по 1000 с каждого билета, плюс комиссию 2% с покупки и еще 174 не пойми за что. Ведь это форс-мажор ! Не я отказалась от перелета и не авиакомпания по своей прихоти отменила рейс. Насколько правомочны действия посредника в покупке авиабилетов ?! Билеты туда покупала напрямую у авиакомпании, без проблем вернули все до копейки !
Здравствуйте, с Вас был удержан сбор, согласно оферте, опубликованной на сайте kupibilet.ru. С какой карты Вы оплачивали покупку билетов? Вам стоит написать заявление в банк на чарджбэк — это процедура оспаривания платежа по банковской карте, с которым человек не согласен, иначе говоря, это вид императивной гражданской ответственности банков и других финансовых организаций за факт поставки, которая возлагается на них международными платежными системами. Однако в связи с тем, что Вы согласились с условиями оферты, скорее всего все денежные средства Вам не вернут.
Третий год не возвращают.
Сроки давности составляют 3 года. Следует заняться активным возвратом. Претензия и если нет возврата в суд.