![](https://u.9111s.ru/uploads/202205/03/60x60/9356b2eeb5f5f8e2718c671ff8a214e1.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/02/60x60/551c2a4381d6d67b2945fab12fc3782e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/12/60x60/4c2ccc873eeaafa793418b3e4bf70584.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/21/60x60/9b7b0bc42340f1d4aac8f71349b9a03e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202210/26/60x60/e367c1a6fd0d36a697866ae23fe6c8ee.gif)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/15/60x60/a9690052bde0871f2a1685f7ab6e7779.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/21/60x60/9b7b0bc42340f1d4aac8f71349b9a03e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202109/27/60x60/281f6c07e51ca8ba9154f859923c2a93.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202402/16/60x60/bac38a60b9e2979a1655fe5d4ecb6ecf.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202309/09/60x60/363c4225149265d3eca7e7534b22d298.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/23/60x60/39ceccb243943148b89bc464141895d7.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/29/60x60/e5fe740ce02e11b3af590c88cebea325.jpg)
Краткое содержание :
Обычно большинство людей могут только вспомнить поговорку "Ум за разум зашел" (или "шарики зашли за ролики"), означающую неумение логически рассуждать и рационально мыслить.
Или выражение "учить уму-разуму", означающую учить, как следует жить или поступать в конкретной ситуации.
Что говорит наука.
УМ ЗА РАЗУМ ЗАШЁЛ у кого. Разг. Ирон.
Теряется способность рассуждать, действовать трезво, разумно.
У меня, вероятно, зашёл ум за разум, и я написал совсем не то, что хотел (Чехов. Письмо А. С. Суворину, 30 дек. 1888)
А.И. Федоров. Фразеологический словарь русского литературного языка (М., 2008 г)..
По одной из версий понятие "ум" произошло из церковно-славянского языка, в котором "умъ" означало нечто духовное, никак не связанное с функциями головного мозга.
Поскольку к духовной сфере относили все эмоции и чувства, а под разумом понимали логическое мышление и рациональные поступки, была выдвинута гипотеза, что поговорка указывала на то, что в сознании человека чувства перемешались с разумом. Говоря в терминах научной психологии, эмоциональные явления вступили в противоречие с познавательными.
В современной научной психологии слово "ум" не используется. Это бытовое понятие. Вместо "ума" психологи рассуждают о конкретных познавательных процессах, их 8 видов. Это ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление и речь.
"Умом" же в учебно-научной литературе (в основном для среднего профессионального образования) иногда называют совокупность особенностей мышления конкретного человека.
Люди, не владеющими знаниями по психологии, "умом" могут назвать любой познавательный процесс, либо всю совокупность таких процессов. В составе фразеологических оборотов это делается неосознанно.
Например, когда говорят "считать в уме", "решать в уме", то имеют ввиду вести подсчеты или другие операции без использования записей или калькуляторов. Что предполагает более интенсивное использование памяти для хранения в ней условия задачи, хода решения, промежуточных и окончательных результатов.
Я хорошо помню, как во время обучения в начальных классах постоянно удивлялся заданию учителя вычислить "в уме" результат математического выражения. Поскольку этот же самый "ум" я использовал и при письменном решении с записью в тетрадь!
Это был один из первых в моей жизни случаев когнитивного диссонанса. Напомню, что когнитивным диссонансом называется столкновение в сознании индивида конфликтующих представлений. В данном случае конфликт был вызван употреблением учителем фразеологического оборота "считать в уме" вместо "вычислить без записи в тетрадь, более интенсивно используя память".
Высшие познавательные процессы (мышление и речь) теснейшим образом связаны с другими познавательными процессами. В частности, мышление представляет собой процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Обобщение позволяет более глубоко познать действительность по сравнению с восприятием или представлением за счет установления связей между предметами и явлениями.
В процессе индивидуального развития человека (в онтогенезе) первым появляется наглядно-действенное мышление, которое до 2-3 лет является единственно доступным ребенку. Оно представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую с реальными предметами.
Я лично проводил эксперимент, гоняя по кругу вокруг пуфика бантик на ниточке.
Его ловили годовалый ребенок и котёнок 2-месячного возраста.
Котенок быстрее сообразил, что можно прыгнуть на пуфик и прыжком сверху поймать бантик из засады.
Наглядно-действенное мышление, возникая в раннем детстве, проявляется у людей, занятых любыми видами деятельности. Например, учебной деятельностью, когда первоклассник переходит от счетных палочек к операциям с абстрактными цифрами. Либо трудовой дельностью у плотника или инженера-механика.
В возрасте 3-6 лет развивается наглядно-образное мышление, связанное с психическим процессом восприятия. Мысля наглядно-образно, человек тоже опирается на образы действительности, но они представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
В отличие от этого образы для теоретического образного мышления (оно появляется позднее) извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются.
Наглядно-образное мышление наиболее полно представлено у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди представителей профессий, использующих наблюдение за предметами и явлениями (например, у дизайнеров, художников, охотников-промысловиков).
Начиная с 7 лет у человека начинает развиваться абстрактно-логическое мышление. Для него характерно оперирование сложными отвлеченными понятиями, суждениями и умозаключениями. Оно позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный предмет исследования отдельные свойства и стороны предметы или явления, выполнить над ним операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, дедукции и индукции, классификации.
Вы можете наглядно наблюдать недостатки абстрактно-логического мышления у юристов, которые предлагают перевести им плату за услуги на банковскую карту.
Такие юристы не понимают, что правоотношения с банком по зачислению и использованию денежных средств основаны на договоре банковского счета (ст.845 ГК РФ).
При этом карта-только идентификатор счета в банке, а также владельца этого счета, предоставляющая возможность дистанционного распоряжения денежными средствами.
Это как ключ от сейфа, в котором деньги лежат. Согласитесь, что нелепо просить положить или перевести деньги на ключ, куда логичнее просить положить их в сейф.
Автор такой просьбы допускает ошибки при выполнении операции сравнения существенных признаков карты с признаками банковского счета, операции классификации правоотношений при использовании банковской карты и сравнения их с правоотношениями из договора банковского счета (по результатам анализа содержания ст.845 ГК РФ).
Многие банки предоставляют услугу перевода денежных средств по номеру карты. Однако, в итоге деньги зачисляются на текущий счет 40817 (по плану счетов кредитных организаций).
Вы можете избежать негативной оценки со стороны более развитых людей, если предложите перевод на банковский счет, определяемый по номеру карты к нему.
Из описанных выше видов мышления к разуму относится только абстрактно-логическое мышление.
А наглядно-действенное мышление в философии называется живым созерцанием.
Таким образом, "ум" может обозначать любой познавательный процесс, а разум-только высшие из них-мышление и речь.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты