Алексей Васильевич
Алексей ВасильевичПодписчиков: 5956
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.5М

Как россиянка стала ПЕРВОЙ в мире леди-капитаном

78 просмотров
20 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Анна Щетинина

Георгий Зельма/Sputnik

Следите за Russia Beyond на Facebook****

Будучи обычной советской девушкой из простой семьи, Анне пришлось столкнуться со многими трудностями, чтобы осуществить свою мечту. В возрасте 27 лет она совершила свое первое дальнее путешествие, которое привлекло внимание всего мира.

Если и есть что-то, что обычные люди знают о профессии моряка, так это то, что они верят, что женщины приносят несчастье на борту корабля. Тем не менее, была одна женщина, которая не только не согласилась, но и показала всему миру, что это неправда.

“Я прошла через все трудности профессии моряка, от начала и до конца, и если я капитан большого океанского судна, каждый из моих подчиненных знает, что я не вышла из пены морской!” Так звучит одна из самых известных цитат Анны Щетининой, первой леди-капитана в мире.

Выбираем море

Анна родилась в 1908 году на станции Океанская, недалеко от российского города Владивостока, и “влюбилась” в море, когда ей было 16 лет. Ее отец Иван Щетинин был железнодорожным стрелочником и в сезон работал на рыбацких судах. Анна однажды ступила на одну из таких лодок и сразу же заинтересовалась всем, что на ней было.

Довольно скоро она была уверена, что хочет сделать карьеру морского пехотинца, поэтому отправила заявление во Владивостокский морской колледж. Его глава был весьма впечатлен девушкой, но сделал все возможное, чтобы отговорить ее, предупредив о многих трудностях, которые ей придется пережить. Тем не менее, Анна была настойчива и, несмотря на жесткую конкуренцию (200 человек на 40 свободных мест), ее приняли.

Однако это было только начало. Несмотря на то, что у нее была хорошая успеваемость, единственная девушка в колледже была немедленно включена в список “неперспективных” студентов и не получила стипендию. Чтобы прокормить себя, ей приходилось иногда работать по ночам медсестрой, уборщицей и даже разгружать баржи с другими парнями.

Анна с мужем Николаем Качимовым

Общественное достояние

Более того, во время ее практики на борту Анне поручали самую грязную и тяжелую работу (выбивать ржавчину, чистить трюм, мыть банки с краской). Тем не менее, она никогда не пыталась спорить - она понимала, что если она откажется, другие моряки никогда не будут относиться к ней как к равной.

Первые приключения

После окончания школы в 1929 году Анна начала свою карьеру простым матросом. Затем она быстро стала старшим помощником капитана. Переломный момент наступил в 1935 году, когда Советский Союз купил 12 грузовых пароходов в Европе. Четыре из них были выделены Камчатскому морскому пароходству, и им требовалось немало людей с морским опытом для транспортировки судов на Дальний Восток.

Анна Щетинина, 1935

В. Маривоски/Sputnik

“В то время я работал старшим помощником капитана с почти четырехлетним стажем и имел диплом морского капитана более года. Я работаю в акционерном обществе "Камчатка" с тех пор, как окончил Морское училище, поэтому неудивительно, что меня сочли подходящим для этой работы… Я был в отпуске, но убедить меня взяться за эту работу было нетрудно. Работа всегда была для меня приоритетом ”, - вспоминала она в своей книге ‘На морях и за морями’.

В конце концов, благодаря целой цепочке непредвиденных обстоятельств она стала первой женщиной-морским капитаном. Из-за нехватки свободных капитанов вместо того, чтобы стать старшим помощником, ей предложили самой возглавить одно из судов. “Я, конечно, была не только безмерно довольна этим назначением, но и немного горда”, - вспоминала она.

Анна Щетинина

Спутник

Несколько дней спустя 27-летняя женщина в “светло-голубой шелковой шляпе и сером пальто” прибыла в Гамбург, чтобы принять грузовой пароход ‘Чавыча’ (бывший ‘Хоэнфельс’). Молодая “леди-капитан” не только произвела впечатление на немецких моряков, но и быстро стала сенсацией в международных газетах. Во время своего путешествия из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский Анна останавливалась в Одессе и Сингапуре, где ее уже ждала пресса.

“(От журналистов) Я узнала, что я первая леди-капитан в мире ”, - позже написала она. “Я должен сказать, что все это было очень неожиданно и необычно для меня. За 10 лет моей морской карьеры никто никогда не поднимал шума из-за моей работы… С одной стороны, я должен признать, это порадовало мое самолюбие, но с другой - меня сильно раздражали вопросы прессы”.

"Чавыча"

Общественное достояние

В течение следующих лет после первого рейса Анна и ее корабль перевозили грузы вдоль побережья Камчатки, выдерживая штормы и лютый холод. Зимой 1936 года "Чавыча" была заблокирована льдами и дрейфовала 11 дней, запасы продовольствия и воды были исчерпаны. В конце концов Анна заметила трещину во льду и сумела вывести пароход. За это она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Во время войны

Капитан Анна

Военно-морской музей

В 1938 году Анна Щетинина была назначена начальником рыбного порта во Владивостоке, которого в то время практически не существовало. Власти хотели, чтобы она организовала это с нуля, что она и сделала всего за шесть месяцев. Рыбный порт работает и по сей день.

В том же году она также поступила на факультет навигации Ленинградского института водного транспорта, но начало Второй мировой войны помешало ей завершить учебу. Первые годы войны она провела на Балтике, эвакуируя население Таллина под бомбежками и перевозя стратегические грузы.

В 1943 году Щетинина вернулась во Владивосток, где получила новенький пароход американского производства ‘Жан Жорес’. В течение следующих пяти лет она пересекла Тихий океан 17 (!) раз, перевозя военные грузы и оборудование из Канады и США по программе Ленд-лиза.

"Жан Жорес’

Военно-морской музей

Корабли серии ‘Либерти’, к которым принадлежал "Жан Жорес", были превосходны, но имели один существенный недостаток - они могли буквально развалиться при сильных штормах, и в 1943 году судно "Анна" постигла такая участь. "Корпус "Жана Жореса" треснул посередине, в 500 милях от берега, и экипажу некому было помочь, кроме самих себя. Они просверлили отверстия по бокам трещины и стянули их вместе. Это позволило кораблю успешно добраться до берега.

Обучение следующего поколения

Анна со своими учениками во Владивостоке

Юрий Муравин/ ТАСС

Помимо своей жизни на море, Анна оставила значительный след, преподавая в Ленинграде и Владивостоке. Ее бывшие ученики помнят ее как очень строгую женщину, которая редко улыбалась. “Она была очень требовательной, стремилась сделать из курсантов не только хороших специалистов, но и порядочных людей”, - вспоминает капитан дальнего плавания Евгений Климов. “Она очень сурово осматривала нас, но всегда была справедливой и всегда вступалась за кадетов. Анну Ивановну очень уважал весь институт”.

У женщины со многими титулами и наградами, у Анны Щетининой никогда не было настоящей семьи. В 1928 году, еще в морском колледже, она вышла замуж за своего товарища-матроса и радиста Николая Качимова, но после окончания учебы их карьеры разлучили, и они оказались на разных кораблях. После войны, в 1950 году, Николай умер, а Анна больше никогда не выходила замуж.

В конце своей жизни “леди-капитан” написала две книги со своими воспоминаниями ("На морях и за морями’, ‘На разных морских путях’) и передала все документы в местный музей.

Она провела всю свою жизнь во Владивостоке, занимаясь парусным спортом и преподаванием, поэтому неудивительно, что местные власти назвали площадь, улицу и школу, где она училась, в ее честь. Кроме того, ее именем назван мыс на побережье Амурского залива и один из Курильских островов. Анна Щетинина скончалась в 1999 году, но ее наследие продолжает вдохновлять женщин в России и во всем мире.

5 комментариев
Понравилась публикация?
30 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
* * * * Instagram/Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Комментарии: 5
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Усольцев Виктор Николаевич
Подписчиков 21001
вчера, 21:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.3М
Всем доброго времени суток!
Подробнее
Неинтересно
02:29
Поделитесь этим видео
0
9
Елена
Подписчиков 8317
сегодня, 04:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.3М
Молодость — лучшая пора жизни, поэтому любому человеку хочется продлить это время, когда мысль быстра,...
Подробнее
Неинтересно
05:52
Поделитесь этим видео
0
24
Валерий Ш
Подписчиков 26941
вчера, 16:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг47.7М
Интернет, воистину дарит настоящие и душевные встречи с людьми, которые являются не просто единомышленниками,...
Подробнее
Неинтересно
01:06
Поделитесь этим видео
0
58
Денис
Подписчиков 9512
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.9М
На улице плюс 35! Стоит жара и работоспособность и самочувствие падают. Как вернуть себе и то и другое?
Подробнее
Неинтересно
-1
90
Павел
Подписчиков 3073
вчера, 14:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Хочешь уничтожить народ - уничтожь его язык.Разрушение языка это способ разрушения средства общения,...
Подробнее
Неинтересно
-1
66
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 16401
вчера, 09:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг28.1М
Здравствуйте, уважаемые подписчики, читатели и посетители юридического сайта 9111!ВступлениеНаступило лето.
Подробнее
Неинтересно
-2
82
Котаева Альвина Руслановна
Подписчиков 1198
вчера, 16:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
🍗Нежное и сочное куриное бедро в панировке станет отличным мясным блюдом, которое подходит к любому гарниру!
Подробнее
Неинтересно
-1
59
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1843
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.8М
Вступление и что этому предшествовалоВвиду того, что я единственный ребенок ...
Подробнее
Неинтересно
0
45
Усольцев Виктор Николаевич
Подписчиков 21001
вчера, 21:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.3М
Всем доброго времени суток!
Подробнее
Неинтересно
02:29
Поделитесь этим видео
0
9