
Австралийское сообщество, построенное на расовой сегрегации, смотрит в будущее, с голосом или без него.
Современный девиз Шербура: «Много племен, одна община», построенный на земле народа вакка-вакка, отражает различное происхождение его 1700 жителей, потомков людей, когда-то вынужденных жить здесь по законам сегрегации.
По данным правительства Квинсленда, в период с 1905 по 1971 год более 2600 аборигенов и жителей островов Торресова пролива были насильственно переселены со своих земель в Шербур, известный тогда как Барамба.
Некоторых босиком вели через австралийский буш колониальные поселенцы в соответствии с законом, который призывал к изгнанию коренных народов с их традиционных земель для размещения и обучения в колониальных условиях.
Сегодня жители живут в аккуратных рядах одноэтажных домов, а их арендная плата выплачивается совету, который полон решимости превратить бывший государственный заповедник в процветающий поселок, где люди хотят жить – и, похоже, это работает.
«В нашем списке ожидания около 260 человек», — сказал генеральный директор Шербурского совета Чатур Зала. «Существует огромный спрос на социальное жилье, потому что наша арендная плата довольно разумна.
«Арендная плата в больших городах настолько дорога, что люди не могут себе этого позволить».
Жизнь жителей Шербура изменилась, но в Австралии все еще существует разрыв между некоренными и коренными народами по целому ряду показателей – от детской смертности до занятости, самоубийств и тюремного заключения.
Коренные жители предложили идею, которая, по их словам, может помочь сократить разрыв, и 14 октября вся страна проголосует за нее.
Голосование «за» признало бы людей коренных народов в конституции и создало бы орган – «Голос парламента» – для консультирования правительства по вопросам, которые их затрагивают. Голосование «против» будет означать отсутствие изменений.
Так как же Шербур, сообщество, созданное в результате политики сегрегации и ассимиляции, относится к тому, что объявляется историческим шагом вперед на пути к примирению коренных народов?
«Мое сообщество очень, очень растеряно», — сказала мэр Элви Сандоу из своего кондиционированного офиса в центре Шербура. «Они путают Голос, а затем путь к договору».
Мэр сказала, что жители будут голосовать, потому что в противном случае они будут оштрафованы в соответствии с законами Австралии об обязательном голосовании, и тогда она немедленно поправляется.
«Ну, они, вероятно, не будут голосовать», — сказала она. «Они просто выйдут и включат свое имя в [избирательный] список, чтобы избежать штрафа».
Голосовой референдум
По данным Австралийской избирательной комиссии (AEC), рекордное количество австралийцев – около 17,67 миллиона из 25,69 миллиона населения – зарегистрировалось для голосования на первом референдуме страны почти за 25 лет.
Досрочное голосование уже началось в отдаленных населенных пунктах, и сотрудники AEC преодолевают огромные расстояния на внедорожниках, вертолетах, самолетах и паромах, чтобы добраться до них.
Активисты обеих сторон – «Да» и «Нет» – также следовали одними и теми же маршрутами, разговаривая с местными жителями, организуя митинги и тратя миллионы долларов на радио, телевидение и онлайн-рекламу, чтобы завоевать их голоса.
«Я думаю, что это одно из самых важных событий в моей жизни», — сказала Эрин Джонстон, которая была среди тысяч людей, маршировавших на недавнем митинге «Да» в Брисбене, организованном благотворительной организацией «Австралийцы за конституционное признание коренных народов».
«У нас есть возможность исправить большую ошибку», — сказал Джонстон.
Но за две недели до голосования опросы показывают, что референдум может провалиться, что станет потенциальным ударом для премьер-министра Энтони Альбанезе, который сделал это своим предвыборным обещанием.
Премьер-министр подчеркнул, что «Голос» — это не его идея, а «скромная просьба», сделанная представителями сотен коренных народов, которые проводили встречи по всей стране в 2017 году.
Вместе они согласовали одностраничное заявление под названием « Заявление Улуру от всего сердца» , в котором содержится призыв к «голосу коренных народов, закрепленному в Конституции».
«Мы стремимся к конституционным реформам, чтобы расширить возможности нашего народа и занять достойное место в нашей собственной стране. Когда мы имеем власть над своей судьбой, наши дети будут процветать. Они будут жить в двух мирах, и их культура станет подарком их стране», — говорится в заявлении.
Детство в Шербуре
Тетушка Рут Хегарти вспоминает свои первые дни детства в Шербуре. Там дети не процветали, они не жили в двух мирах, а их культура рассматривалась не как дар, а как нечто, что нужно стереть.
Сейчас 94-летняя тетя Рут написала удостоенную наград книгу о взрослении в поселении. Она была еще ребенком, когда ее родители переехали сюда из района Митчелл на юго-западе Квинсленда в поисках работы во время Великой депрессии.
По прибытии семью распределили по разным районам поселения. Потом они поняли, что не могут уйти.
Закон о защите аборигенов и ограничении продажи опиума 1897 года (Qld) позволил властям отправлять коренных жителей в государственные резервы и управлять почти всеми аспектами их жизни.
Тетушке Рут разрешили оставаться с матерью в женском отделении переполненного общежития, пока ей не исполнилось четыре с половиной года.
Но после первого дня в школе ей сказали, что она больше не будет жить с матерью. «Теперь ты школьница», — сказали ей, прежде чем ее направили в секцию для девочек, где она делила кровати, ванну, полотенца и еду с другими ученицами.
«Нам не разрешалось плакать», — писала тетя Рут. «Плач всегда приводил к наказанию».
Наказание означало избиение тростью, бритье головы или запирание в одиночестве в деревянной камере в задней части дома, написала она.
Матери отправляли работать прислугой у поселенцев, в то время как мужчины выполняли физический труд, а когда ей было 14 лет, Рут также отправили на заработки. В 22 года она обратилась за разрешением штата на брак, а когда в конце 1960-х ограничения ослабли, она переехала с мужем и шестью детьми в Брисбен, чтобы начать новую жизнь за пределами поселения.
«Мы сбежали, все в порядке. Но нам пришлось убедить моего мужа», — сказала она CNN в своем доме в Брисбене. «Я сказал ему, что для детей нет работы. Даже если бы они закончили среднюю школу, они бы не нашли работу в нашем городе. В каждом офисе Шербура работали белые люди, поэтому для них не было работы. Поэтому мне пришлось сказать ему, что мы уходим», — сказала она.
Сидя под беседкой в окружении цветов в своем саду, Рут все еще обладает энергией активистки, посвятившей большую часть своей жизни работе над улучшением жизни своего народа.
Она носит оранжевый значок «Да» и говорит, что надеется, что референдум приведет к переменам.
«Все, что я хочу, — это конституционное признание меня и моих детей», — сказала она, наклонившись вперед. «Нам нужны перемены. Нам нужны перемены».
Сидя справа от нее, ее дочь Мойра Блай, президент волонтерской группы примирения Нунга, сказала: «Мы преодолели трудности, но если мы все не будем на своем этапе, мы не остановимся».
«Я не остановлюсь, — добавила тетя Рут, — потому что считаю, что это правильно для нас».
Аргумент против Голоса
В среду вечером на другом конце города аудитория «Нет избирателей» на мероприятии, организованном консервативной политической лоббистской группой Advance, дает представление о том, почему этот референдум вызывает такие споры.
В кепках и футболках «Нет», раздаваемых у дверей, они громко аплодируют, когда лидеры лагеря «Нет» призывают их отказаться от разделения.
«Кампания «Да» фокусируется на прошлом. Мы концентрируемся на настоящем и будущем, делая Австралию предметом зависти всего мира», — сказал Ньюнггай Уоррен Мандин, член народностей Бунджалунг, Гумбайнггирр и Юин.
Сидя в заднем ряду, плотник Блэр Гилкрист говорит, что коренным народам не нужен был бы Голос, если бы политики выполняли свою работу должным образом и тратили деньги там, где это необходимо. Он не фанат лейбористского правительства Альбанезе.
«Деньги должны быть тщательно изучены. Я думаю, это, пожалуй, главное. Что деньги потрачены правильно», — сказал он.
Сменявшие друг друга правительства потратили миллиарды долларов, чтобы ликвидировать сохраняющийся разрыв между коренными и некоренными австралийцами в национальной статистике здравоохранения и социального обеспечения, однако многие цели не достигаются. А по некоторым показателям разрыв увеличивается, в том числе по количеству заключенных, самоубийств и детей, находящихся под опекой.
«Голос» стремится дать правительству необязательные советы о том, что может помочь положить конец неравенству, но критики говорят, что в этом нет необходимости.
«Детская смертность снизилась, продолжительность жизни увеличилась, возможно, она не находится на том уровне, который нам нужен, но она движется в этом направлении», — заявила собравшимся сенатор от Северной территории Хасинта Нампиджинпа Прайс, потомок народа варлпири.
По данным правительства, в период с 2015 по 2019 год уровень смертности среди детей коренных народов в возрасте 0–4 лет был в 2,1 раза выше, чем среди некоренного населения. В среднем мужчины некоренного происхождения живут на 8,6 года дольше, чем мужчины коренного населения, а женщины – 7,8 года. Статистика показывает, что в отдаленных общинах этот разрыв еще больше.
«Голос предполагает, что коренные австралийцы… по своей сути находятся в неблагоприятном положении, и ни по какой другой причине, кроме нашего расового наследия», — сказал Прайс. «Предполагается, что каждому из нас необходимы специальные меры, которые [должны быть] включены в конституцию. Это опять очередная ложь. Я имею в виду, посмотри на меня и Уоррена, у нас все в порядке, не так ли? она сказала.
И сторонники «да», и «нет» хотят большей подотчетности – это является некоторым доказательством того, что миллиарды долларов, ежегодно тратимые на программы для коренных народов, используются для помощи наиболее уязвимым слоям населения. И оба хотят светлого будущего для наиболее обездоленных коренных народов, хотя и расходятся во мнениях относительно того, как этого добиться.
Многие в лагере «Да» говорят, что будущее должно начинаться с признания того факта, что коренные народы, будучи старейшей в мире непрерывной цивилизацией, оккупировали эту землю в течение 60 000 лет до прибытия британских поселенцев чуть более 200 лет назад.
Официальный лагерь «Нет» считает, что ничто не разделяет австралийцев – от коренных народов до новых мигрантов – и изменение конституции закрепляет разделение. Для лагеря «Да» коренные народы действительно занимают особое место в истории страны, и их существование необходимо признать, а также создать постоянный орган, который не может быть распущен по политической прихоти будущих правительств.
Другие коренные народы голосуют против, потому что этого недостаточно – они хотят заключения договоров между традиционными владельцами земли и теми, кто ее оккупирует.
Стремитесь к прогрессу
Вернувшись в Шербур, посетители проходят через старый продовольственный склад, где люди из сотен аборигенов когда-то стояли в очереди за еженедельной порцией чая, сахара, риса, соли, саго, тапиоки, гороха, каши, муки и мяса.
Теперь это музей, где старейшины делятся историями из жизни тех дней.
Зала сказал, что совет Шербура добился успехов за последние годы с тех пор, как в 2020 году был избран мэр Элви. Число должностей в совете удвоилось до 130, в основном заполнены местными сотрудниками, сказал Зала.
«Самый высокий уровень занятости среди коренных народов», — похвастался он.
Они открыли первый центр переработки отходов в общине коренных народов, который занимается переработкой отходов из близлежащих территорий; и первый центр цифровых услуг, укомплектованный работниками из числа коренного населения, приобретающими опыт и квалификацию.
В настоящее время разрабатываются планы по расширению водоочистной станции помимо обновлений, представленных в прошлом году. Но больше всего совет работает над тем, как предоставить новые дома сотням людей, желающих туда переехать.
Это непростая задача: Шербур по-прежнему действует как сообщество, основанное на договоре о гранте в доверительном управлении (DOGIT), то есть оно полагается на государственное финансирование. Здесь очень мало частной собственности – почти все дома там принадлежат и обслуживаются советом.
В течение многих лет совет поощрял жителей покупать дома, в которых их семьи жили десятилетиями, но финансовых стимулов существует мало – нет рынка домов, а это означает отсутствие прироста капитала, и некоторые потенциальные домовладельцы после этого возражают против стоимости частного содержания. «Многолетняя поддержка совета», — сказал Зала.
Будучи пожизненным жителем города, мэр Элви хорошо знает эти проблемы. Ее мать жила в общежитии Шербура, пока не стала достаточно взрослой, чтобы выйти замуж. К моменту рождения будущего мэра в 1970-е годы ограничения начали постепенно снимать.
Она не боится перемен, но не понимает, как «Голос парламента» в Канберре поможет решить ежедневные проблемы, с которыми она сталкивается, чтобы сохранить работу, жилье и образование в своем сообществе.
По этой причине она собирается проголосовать против.
«Я не принимаю свое решение легкомысленно», — сказала она. «У меня было несколько разговоров с разными мэрами и общинами, и некоторые мэры выступают за голосование «Да». Он очень разделен посередине.
«Я отвечаю «Нет», потому что чувствую, что это дублирование. В конце концов, я голос Шербура, потому что я избран мэром этого сообщества».
Зала - один из новых австралийцев, которые, по мнению лагеря Но, окажут плохую услугу, если коренное население страны получит особое признание в конституции. Он родился в Гуджарате, Индия, переехал в Австралию в 2006 году и с 2011 года работает над тем, чтобы сократить разрыв в Шербуре.
«Это по-прежнему моя мотивация каждый день, когда я прихожу сюда. Я не понимаю, почему мы должны отличаться от любого другого сообщества. Я всегда считал, что мы не хотим создавать сообщество, которое так сильно отстает», — сказал он.
Что касается Голоса, он сказал, что будет голосовать за.
«По крайней мере, проголосовав «Да», у вас есть надежда. Мы не знаем подробностей того, что произойдет после «Голоса», но лучше всего довести это до конца и посмотреть, может ли что-то хорошее прийти в сообщество», — сказал он. «И я думаю, что многие люди сделают то же самое».
Статья: Служить должны все. В Госдуме предложили принять закон о всеобщей воинской обязанности,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: В Госдуме прокомментировали вопрос о второй волне частичной мобилизации,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Путин: Минобороны изучает вопрос ротации бойцов, ушедших в зону конфликта первыми,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Пенсионеры обмануты: прибавка к пенсии гораздо меньше 9,5%. Кто за 6 лет не исполнил поручение Путина?,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: «8–9 недель, ребёнок не даун». Житель Челябинска сдал анализ крови и узнал, что он беременный,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе