Покупатель потребовал 1 млн рублей компенсации за поддельный товар из интернет-магазина

Потребительский экстремизм
Ни для кого не секрет, что Закон «О защите прав потребителей» работает довольно эффективно. В нём предусмотрены различные механизмы для защиты прав покупателя от недобросовестных действий продавцов и исполнителей работ или услуг. Однако некоторые находчивые граждане злоупотребляют правами, которые гарантирует указанный закон, и реализуют их в своих корыстных интересах с целью получения выгоды. Для примера я подобрал 2 противоположных случая из практики и осуществил анализ законодательства в этой области.
Вот яркий пример потребительского экстремизма из судебной практики
Россиянин заказал на одном из торговых ресурсов в сети Интернет часы элитного бренда всего за тысячу рублей, в то время как их реальная стоимость начинается от 1000000 рублей. Мужчина полагал, что ему невероятно повезло купить часы знаменитого бренда по такой низкой цене. И действительно, подобное случается вследствие технического сбоя или человеческой ошибки.
Получив свои часы мужчина обнаружил, что это не оригинальный товар, а всего лишь имитация. Возмутившись таким положением дел мужчина направил в адрес этого интернет-магазина претензию с требованием о предоставлении документов, которыми подтверждается оригинальное происхождение часов. В противном случае он требовал заменить купленную им имитацию бренда на оригинальные часы стоимостью 1000000 рублей.
В интернет-магазине его заверили, что разберутся в сложившейся ситуации. Однако мужчина ответа так и не дождался. Тогда он обратился в суд.
На чью сторону встал суд
В суде мужчина настаивал, что при покупке часов был твёрдо уверен, что покупает оригинал именитого бренда: в описании товара не было указано, что часы являются лишь копией. Напротив, описание часов и фотографии были идентичны оригинальному товару.
На вопрос суда почему его не смутила стоимость часов, он ответил, что знает о том, что при указании стоимости товара случаются ошибки. Покупатель в свою очередь имеет законное право приобрести товар по указанной цене.
Да, конечно, в этом он прав. Однако суд не принял эти доводы и в иске отказал. В частности в решении было указано, что покупатель должен был осознавать, что оригинальный товар по цене в 1000 рублей приобрести невозможно.
Получается, что требования покупателя не обоснованы и представляют из себя злоупотребление правом или, так называемый, потребительский экстремизм.
С данными выводами согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.
В этом конкретном случае суды сделали однозначный вывод: мужчина должен был понимать, что оригинальный товар никак не может стоить 1000 рублей.
Однако в судебной практике существуют и совершенно противоположные решения.
Например, здесь можно ознакомиться со случаем, когда россиянин купил пять iPhone за 15 рублей, и суд встал на его сторону.
Какое наказание грозит за потребительский экстремизм
Значение понятия злоупотребление правом, а в простонародье потребительский экстремизм, закреплено в статье 10 ГК РФ. В кодексе чётко прописано, что это недопустимо при реализации гражданами своих гражданских прав.
Вместе с тем, такое поведение гражданина не влечёт за собой административной или уголовной ответственности. Однако если такое поведение гражданина стало причиной нарушения прав третьего лица, такое лицо может потребовать возмещения понесённых в связи с этим убытков.
Получается, что продавцам и исполнителям услуг или работ остаётся уповать на мудрость судов при вынесении решений по таким спорам.
Ещё больше интересной и полезной информации на моём Телеграм канале: https://t.me/tvoepravo48 Подписывайтесь!
Источник 1: ГК РФ
Источник 2: Определение суда по делу N 8Г-4840/2024
Следует ли ввести ответственность за потребительский экстремизм?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Бред полный!!!
Если ввести ответственность за потребительский экстремизм, то тогда в любом магазине смогут выставлять одну цену на товар, а на кассе, пробивать по более высокий цене, оправдывая это тем, что покупатель обязан что-то там знать и понимать!!!
И сейчас-то очень многие супермаркеты этим занимаются, утверждая потом, что просто не успели ценники поменять, а тогда, этот обман, приобретёт массовый и вполне законный характер. 😱
Над Законом надо поработать, конечно.
В Законодательстве применяется принцип разумности и соразмерности.
В рассматриваемом случае реальная цена оригинала превышала цену подделки в тысячу раз. Покупатель имел право вернуть товар по той же цене, по которой купил, а не требовать миллион. Я сам потребитель, но против таких переборов. Они вызывают ответную реакцию производителей. Кто-то другой, безвинный, попадётся уже на обман торговца, который рассмеётся ему в глаза. На таких ухабистых потребителях нужно ставить черную метку
Ценник на товар является публичной офертой.
Покупатель имеет право требовать предоставить ему товар надлежащего качества, по указанной продавцом цене.
И, покупатель, не обязан ничего понимать в ценах.!
Вон оно все как просто....
Да, всё так просто.
Мало того, продавец сам пытался обмануть покупателей, указав в описании товара, что это фирменный товар, а не реплика.
К сожалению, у нас далеко не все понимают, что в России, таких фирменных товаров, нет и никогда не было.
Наверное часы какие-нибудь там швейцарские какие?
Или и японские я видел очень дорогие тоже.
Или немецкие.
Всё равно, надо понимать, что 99,99% за то, что это реплика.
К стати, на такой фирменный товар, продавец должен выдать соответствующий сертификат.
Ну, сделаю вид, что понял, Ирина.
На самом деле часто в интернет-магазинах не пишут реплика это или нет, конечно, понимаешь что за такую цену это не оригинал.... Хотя вот в моем случае разница в цене была не такой значительной и если честно сомневалась, а вдруг распродажа, потому как на самой картинке стоял бренд обуви....( я сейчас про Dr. Martens).
Согласен, но распродажа тоже распродаже рознь.
Нууу, Денис Сергеевич, я априори против любого экстремизма и злоупотребления. Но, как всегда есть одно НО. А кто об'явил нам всем войну? Не жулики продавцы? И что они думали? Что на них не найдется жуликов покупателей?
И нет, я в этом участвовать не буду, я чужое не беру. Но продавцам следует задуматься. Хватит бесить народ, он может уйти в партизаны.
Месть не самое лучшее средство.
Что-то вроде холокоста. Собрать всех в одном месте и расстрелять?
Я категорически против.
Не потому что меня никогда не обманывали.
Зло порождает зло.
Вот ничего себе, и месть и холокост. Вы вообще понимаете значения этих слов? ЕГЭ? Даже не буду задавать глупый вопрос, сколько вам лет.
Речь идет о жуликах с обеих сторон, только с одной стороны бандиты выжившие в 90-х и легализовшиеся, с другой стороны новые "таланты". Глубоко презираю и тех и других.
И еще, безнаказанное зло порождает дальнейшее зло. А вот так, ударили по левой щеке, блок, йоко гери и маваши в голову. И зло как-то тухнет на глазах.
может вы еще плакаты с автомобилями вспомните из алиэкспресс по несколько миллионов?
Согласна.
Раз не пишут, значится оригинал, на том точка. Далее, с чего сей урист считает, что брендовая вещь не может стоить копейки? Как раз таки может, если конечно в ней не использованы драгметаллы, драгкамни, краснокнижная флора и фауна. Суть проста, себестоимость производства брендированной вещи не сильно отличается от китайских аналогов, кроме того, существует такое понятие как устаревание коллекции.
Если цена меньше, но соразмерна, вопросов нет. Продадут не то, на что рассчитывал, можно не только просить возврат, но и требовать возмещение убытков (если за время разбирательства сорвалась выгодная покупка этой вещи у другого продавца )
О как, т.е. вы все-таки взрослый? Тем более интересно, что-такое по вашему мнению "холокост"?
Наказывать надо прежде всего продавцов, которые вводят в заблуждение покупателей с помощью якобы фото оригинала, а также описания под копирку.
Мне странно , что здесь суд не встал на сторону потребителя. Фактически это его обманули, предоставив не всю информацию о товаре.Почему я должна думать что это подделка? Разве подделка -это перестало быть преступлением? Суды просто сволочи!!! Потребительских экстремизм -это немного другое.
Экстремизм потребителя - это когда человек пользуется своими правами злоупотребляя ими. Купил, вернул поносив, купил новое - опять вернул, через день.Вернул даже не взяв - так сейчас издеваются над многими маркетплейсами, заказывая вагон товаров, приходя в доставку, все вскрывают на камеру и возвращают не взяв товар. Представляете сколько расходов у продавца на упаковку и доставку товара, которую уже не восстановить?
Это замечание было бы уместным, если бы эти риски не закладывались барыгами в конечный ценник и премиальную часть оплаты труда персонала. А они закладываются всегда, вне зависимости от наличия возвратов. Этот вопрос, кстати, никто не отслеживает, хотя, ситуация с ценообразованием, а равно нечистоплотная конкуренция (заказ тех самых вагонов), давно того требуют.
На лицо злоупотребление правом
а вы доказали , что это злоупотребление правом? или просто так чтобы по сотрясать воздух написали?