Если банк при выдаче кредита навязал страховку, что делать?
Краткое содержание :
Фото из открытых источников в интернете
Из собственной практики знаю, что очень часто банки при выдаче кредита буквально заставляют клиента заключать договор со страховой компанией на получение полиса о страховании жизни. Аргумент у клерков финансового учреждения, как правило, один: если не будет страховки, кредит вам не одобрят.
В итоге многие люди, особенно остро нуждающиеся в деньгах, вынуждены такую страховку оформлять. И получается, что берет, например, заемщик кредит в сумме 400 000 рублей, но на руки получает только 300 000 рублей, а то и меньше. Остальная сумма кредита уходит на оплату страховки. А ведь сумму кредита придется оплачивать полностью. Разумеется, с процентами. Что делать?
Законодательство позволяет вернуть деньги, уплаченные за страховку. Сделать это, кстати, не так сложно.
Пишем заявление в страховую компанию
Необходимо сразу после получения кредита написать заявление в страховую компанию о возврате денег. При этом в заявлении указать следующие обстоятельства.
Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителя, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителя, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В-третьих, согласно п. 2 ст. 935 Гражданского кодекса РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
И самое главное. Мало кто знает, что в соответствии с п. 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У, при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Таким образом, в течение 14 дней с момента заключения страхового договора страховая организация по вашему заявлению обязана расторгнуть указанный договор и вернуть вам деньги.
Если страховая компания деньги не возвращает
Если ваше заявление в страховой организации игнорируется (бывает и такое) – необходимо обращаться с заявлением к Финансовому уполномоченному, который осуществляет досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуги финансовыми организациями.
Сделать это можно через сайт Финансового уполномоченного, предварительно зарегистрировавшись на нем.
Ответ вы получите:
- в течение 15 рабочих дней со дня получения вашего заявления, если со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней;
- не позднее 30 дней со дня получения заявления в иных случаях.
Кстати, решения Финансового уполномоченного имеют силу исполнительного листа – его необходимо предъявить в страховую организацию.
А уж если вам откажет в удовлетворении требований омбудсмен, обращайтесь в суд! Причем, как потребитель, вы можете это сделать по месту своего жительства. И шансы в этом случае выиграть гражданское дело достаточно велики.
Но, как показывает практика, обычно страховые компании деньги при таких обстоятельствах своим клиентам возвращают.