Основные новеллы законодательства о банкротстве
1. Законы и подзаконные акты
"Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (статья 9 – касательно срока обращения с заявление о признании должника банкротом в период действия моратория) опубликован и вступил в силу 08.06.2020 г.
Федеральный закон от 08.06.2020 N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 2)
опубликован 08.06.2020 г., вступил в силу 19.06.2020 г.
Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 729 "О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 428
2. Законопроекты
Законопроект № 598603-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)" (в части уточнения порядка включения требований кредиторов в реестр)
Дата внесения в ГД: 30.11.2018 г.
Инициатор: Верховный суд Российской Федерации
Комитет: Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным
отношениям
Статус: принято во втором чтении 22.06.2020 г.
Из пояснительной записки к законопроекту
В соответствии с представленными изменениям в Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» первичную стадию проверки обоснованности требований кредиторов предлагается
переложить на арбитражного управляющего. Это приведет к тому, что бесспорные требования, по которым не имеется возражений, не будут доходить до суда.
Названный механизм введения первичного фильтра отсеивания бесспорных требований арбитражным управляющим в настоящий момент уже реализуется по определенным категориям должников (например, застройщики, банки). Поскольку такой порядок предъявления требований продемонстрировал свою эффективность, разумнее было бы распространить его на все категории должников.
Законопроект № 792949-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина (в части внесудебного банкротства гражданина)
Дата внесения в ГД: 12.09.2019 г.
Инициатор: Депутаты Государственной Думы
Комитет: Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным
отношениям
Статус: принято во втором чтении 22.06.2020 г.
Из пояснительной записки к законопроекту
Настоящий проект федерального закона направлен на введение внесудебного порядка признания
гражданина банкротом. Сопровождение внесудебного порядка банкротства гражданина предлагается возложить на арбитражного управляющего, который будет обязан проверить соответствие гражданина предъявляемым законом требованиям и удостоверить данный факт. После чего он размещает сведения о возбуждении внесудебного порядка банкротства на ЕФРСБ. Последствия возбуждения внесудебного порядка сопоставимы с последствиями введения реструктуризации долгов, в частности прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина. В течение года кредиторы и уполномоченные органы имеют право подать заявление о признании должника банкротом в суд в общем порядке. Также указанный срок предоставляется в целях улучшения жизненной ситуации гражданина, поиска более высоко оплачиваемой работы, вступления в наследство. О возникновении указанных обстоятельств гражданин обязан сообщить арбитражному
управляющему и своим кредиторам. Внесудебный порядок в данном случае прекращается. В противном случае - через год внесудебный порядок завершается наступлением банкротства гражданина в силу закона.
Важным аспектом также является бесплатность сопровождения данного порядка для гражданина.
Вознаграждение арбитражному управляющему, а также возмещение его расходов будет выплачиваться из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, формируемого национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на основе взносов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом сопровождать процедуру банкротства смогут только арбитражные управляющие, состоящие в саморегулируемой организации, являющейся членом национального объединения саморегулируемых организаций, которое установит порядок и сроки выплаты вознаграждения и возмещения расходов арбитражному управляющему саморегулируемой организацией".