Колинько Сергей Эдуардович
Колинько С. Э.Подписчиков: 1474
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.4к

Закон о защите прав потребителей в контексте технически сложных товаров

765 просмотров
192 дочитывания
3 комментария
Эта публикация уже заработала 14,37 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В связи с частыми вопросами, касающимися именно технически сложных товаров, а также в связи с недавними изменениями в законодательстве, считаю полезным освятить действие закона о защите прав потребителей в контексте технически сложных товаров.

Ситуация следующая - потребитель не дистанционно (т.е. не через интернет-магазин) приобрел смартфон, однако, хочет его вернуть и получить обратно деньги / либо же его обменять. Каким путем ему пойти с целью добиться от продавца обмена (или возврата если "ничего другое не подошло"), или сразу возврата.

1. Качественный технически сложный товар обмену/возврату "если ничего не подошло в течении дня обращения" в соответствии со ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - ЗоЗПП) не подлежит, т.к.если принимаем товар качественным, то в соответствии со ст. 25 ЗоЗПП:

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.


При этом проверяем: что это за "Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, [который] утверждается Правительством Российской Федерации."

В законодательстве произошли важные изменения:

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" - более не действует.

Вместо него действует Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В нем содержится новый перечень:

ПЕРЕЧЕНЬ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,
НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБМЕНУ
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и др.), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования)
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
8. Мебельные гарнитуры бытового назначения
9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года
12. Гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию
13. Животные и растения
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)

Cоответственно, качественный смартфон обмену (возврату, если "ничего не подошло") - не подлежит, т.к. это технически сложный товар.

2. Принимаем теперь товар не качественным.


В соответствии с п.1 ст. 18 ЗоЗПП:

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз.2 п.6 ст. 18 ЗоЗПП:

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

(Если бы гарантийного срока не было - то бремя доказывания момента возникновения неисправности ложилось бы на потребителя; если гарантийный срок есть, как у смартфона из настоящего примера - то бремя доказывания момента возникновения неисправности несет продавец).

Разумеется, все начинается с направления претензии а адрес продавца.

Первая и главная (которой пользуются почти всегда продавцы) ошибка неопытных потребителей, пытающихся добиться обмена/возврата за некачественный технически сложный товар заключается в том, что они подписывают то, что им продавец предлагает - и технически сложный товар на законных основаниях отправляется не на экспертизу (на которую имел бы право продавец в случает изъявления потребителем требования в виде обмена на аналогичный товар / возврата денег), а на длительный гарантийный ремонт сроком до 45 дней (п.1 ст. 20 ЗоЗПП). Иными словами, неопытный потребитель выбирает "не то требование" из перечня п.1 ст.18 ЗоЗПП - ввиду этого 15 дней со дня передачи товара потребителю проходят, и потребителю остается ждать результатов гарантийного ремонта.

Таким образом, после проведения гарантийного ремонта, потребителю остается:

А. Если технически сложный товар стал исправен - то требовать возврата денег (или обмена) потребитель уже не имеет права.

Б. Если технически сложный товар опять (уже после гарантийного ремонта) стал не исправен (дефект должен быть производственным и подтверждаться либо результатами проверки качества магазина, либо проведенной экспертизой или диагностикой в АСЦ) - то, если у потребителя есть "на руках" все акты из сервисного центра о ремонте на общую сумму более 30 дней (неоднократный ремонт), такой потребитель уже имеет право требовать возврата денежных средств либо обмена товара на аналогичный. Также подобное право возникает при нарушении срока устранения недостатков (до 45 дней, если иной меньший срок не согласован) или же при возникновении т.н. "существенного недостатка товара".

P.S. При этом для полноты картины полезно добавить, что если бы товар приобретался дистанционным способом (через интернет-магазин), то было бы еще проще потребителю добиться удовлетворения его требований, т.к. в соответствии со ст. 26.1 ЗоЗПП:

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона.

Иными словами, возможно было бы добиться обмена/возврата качественного товара - в любое время "до" передачи или если прошло менее 7 дней с момента передачи (или, если письменно не проинформировали о порядке возврата - то вообще если прошло менее 3 месяцев), также при условии сохранения товарного вида.

В большинстве случаев, одной только грамотно написанной досудебной претензии бывает достаточно для добровольного удовлетворения продавцом требований потребителя - все зависит от того, грамотно ли претензия написана, продавец это чувствует и принимает соответствующее решение.

22.02.2021, Колинько Сергей Эдуардович.

Использование разрешается с указанием авторства.

3 комментария
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Колинько Сергей Эдуардович
Комментарии: 3
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Антон

Здравствуйте сдавал телефон в ремонт, описал проблему (разряжался быстро) дали акт о приеме и забрали на диагностику, через неделю позвонили и озвучили проблему и стоимость ремонта, дал своё согласие на ремонт, ещё через неделю позвонили и сказали что починить не смогли и нужно приехать и забрать устройство, забрав устройство я обнаружил что телефон перестал заряжаться от сети вообще, данной проблемы ранее не было, сейчас собираюсь писать претензию о защите прав потребителей ст 35. Но у меня нету чека о стоимости устройства, рыночную стоимость данного аппарата я знаю, а как мне доказать его стоймость для суда, если сервисный центр откажется ремонтировать или возмещать компенсацию?

+1 / 0
Ответить
Колинько Сергей Эдуардович

Здравствуйте. Пишите в личные сообщения!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Алексеенко Ирина Петровна

Солидный труд. Я думала, что у меня объёмные публикации.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Мама школьницы
Подписчиков 10299
14.05.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Наказала «Вайлдберриз». Подбрасывало от некомпетенции, от хамства, равнодушия и вранья
Подробнее
Неинтересно
-2
50
Николаева Инна Игоревна
Подписчиков 73
06.05.2024, 07:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг73.4к
Моя история о том как я пережила очень много боли в жизни ,
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
-7
42
Севостьянов Максим Владимирович
Подписчиков 1468
17.10.2023, 17:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг234.7к
Представляю вам результаты работы по одному делу об отмене независимой гарантии и возврате денег.
Подробнее
Неинтересно
0
10
Суровцева Лилия Рустамовна
Подписчиков 17650
04.06.2024, 15:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
Вы наняли юриста, а его услуги оказались некачественными или он не оказал услуги? Деньги можно вернуть,...
Подробнее
Неинтересно
0
26
Мама школьницы
Подписчиков 10299
14.05.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Наказала «Вайлдберриз». Подбрасывало от некомпетенции, от хамства, равнодушия и вранья
Подробнее
Неинтересно
-2
50
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1949
02.05.2024, 14:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.5М
Введение и поступивший вопросВопросы по защите прав потребителей поступают довольно часто ,...
Подробнее
Неинтересно
-1
9
Суровцева Лилия Рустамовна
Подписчиков 17650
19.04.2024, 01:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
"Когда я увидела ответ на обращение, я обалдела от наглого вранья сотрудников маркетплейса":...
Подробнее
Неинтересно
0
30
Слипченко Антон Владимирович
Подписчиков 1143
01.03.2024, 08:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг777.7к
Вот тут товарищи некоторые, за коммунальщиков заступаются. С крыши льдина упала ...
Подробнее
Неинтересно
-1
2
Лазарева Владислава Александровна
Подписчиков 52
19.02.2024, 23:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7078
Да…, сколько бы мы не твердили, что кредиты или потребительские займы мы не берем, однако скорость жизни,...
Подробнее
Неинтересно
-1
7
Мирзоев Игорь Сергеевич
Подписчиков 11900
14.12.2023, 14:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг370.4к
Друзья, привет! 👋Сегодня поговорим о том, кто должен возмещать ущерб квартире в результате ЧП (залив,...
Подробнее
Неинтересно
-2
17
Мирзоев Игорь Сергеевич
Подписчиков 11900
09.12.2023, 21:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг370.4к
Друзья, привет 👋Сегодня пост о казусах заказов на маркетплейсах и об их юридических последствиях.
Подробнее
Неинтересно
0
9