![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/В.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202008/09/60x60/1083ce69ca6eaa7e2a52ee7e4b84cc89.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202202/21/60x60/cc88f6239381f562a2308ac632b575e3.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/27/60x60/ff9500163753b89ae2fea545d54d4789.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201806/08/60x60/505008.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202312/19/60x60/1df80978273d375d1315b6ef7323a85c.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202212/04/60x60/85dd046982163351955149833ce00a4a.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/29/60x60/33f01bd0f97d51c664ceb991352d2942.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201804/24/60x60/460822.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Г.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202205/03/60x60/9356b2eeb5f5f8e2718c671ff8a214e1.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/29/60x60/4872346c68df4d51d7b5dedc729e755c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
Статья в продолжение темы о некачественно оказанных услугах.
Некачественные медицинские услуги, к сожалению, не редкость в наше время. Пациенты имеют право вернуть деньги за некачественно оказанную медицинскую услугу и получить возмещение вреда здоровью. На какую компенсацию могут претендовать пациенты, какие действия следует предпринять для этого и какие могут возникнуть сложности – читайте ниже. Не забывайте присоединяться к обсуждению в комментариях, ведь эта статья написана по вашим запросам и благодаря вашему интересу.
Юридическая консультация +79788153935 (whatsapp/viber)
Медицинские услуги – одна из самых востребованных сфер деятельности. Несмотря на контроль государственных ведомств и строгие требования к лицензированию, процент некачественного оказания медицинских услуг также высок, но не всегда пациенты знают о широте своих прав в этом вопросе. От назначенной тактики лечения, правильного проведённой операции или просто верной диагностики зависят такие важные нематериальные блага, как жизнь и здоровье человека.
Какие нормативно-правовые акты применяются в спорах данной категории?
Кроме норм Гражданского Кодекса РФ и норм Закона РФ "О защите прав потребителей", следует указать Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ и недавно принятые Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736 (о предоставлении медицинскими организациями платных медицинских услуг).
Согласно ст. 208 ГК РФ, на категории дел, о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни не распространяются общие требования к сроку исковой давности из-за специфики предмета самого спора.
Согласно нормам Закона РФ "О защите прав потребителей", пациент при оказании ему некачественных медицинских услуг имеет право на:
Медицинское учреждение не несёт ответственность перед пациентом, если сумеет доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или по вине самого же пациента. Например, докажет что пациент пренебрегал обязательным рекомендациям врача в послеоперационный период, игнорировал предписания, не выполнял назначения по графику лечения и т.п.
Кроме жалобы руководителю медицинского учреждения, досудебной претензии, искового заявления в суд, также пациент может обратиться с жалобой в Министерство здравоохранения, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, прокуратуру.
Путь к получению компенсации начинается с попытки досудебного урегулирования спора, а именно направлением претензии к медицинскому учреждению. Претензию важно составить с перечислением чётких фактов, которые указывают на причинно-следственную связь между некачественно оказанной медицинской услугой и возникшими последствиями в виде осложнений, обострений и т.п. Также важно перечислить, какие нарушения были допущены сотрудниками медицинского учреждения в ходе оказания услуги пациенту и приложить доказательства. К доказательствам относится любая документация, которая есть на руках у пациента или у его законных представителей в случае, если пациент несовершеннолетний. Например, копии выписок истории болезни, медицинской карты, заключения медицинских специалистов, различные справки, назначения врачей и т.п.
Срок рассмотрения жалобы медицинским учреждением составляет 10 дней. Требования возмещения каких расходов можно заявить в претензии? В претензии можно заявить требование возмещения не только фактически понесённых расходов, но и тех, что возникнут в будущем.
К примеру, если после прохождения курса реабилитации после вреда, нанесённого некачественно оказанной услугой пациент будет нести дополнительные расходы на специальную диету или препараты. Также, подаётся требование возместить расходы на лечение в другой клинике, утраченный заработок или доход, дополнительные затраты на лабораторные или инструментальные исследования, моральный вред и т.д.
В случае, если некачественное оказание медицинской услуги привело к смерти пациента, то заявителями выступают законные представители пациента, которые также имеют право выдвинуть требования на возмещение расходов по погребению. В случае, если ответа на претензию не поступит или он будет неудовлетворительным для вас, следующий шаг - обращение с исковым заявлением в суд. В исковом заявлении выставляются те же требования, что и в претензии. Но добавляется ещё несколько пунктов о неустойке и оплате потребительского штрафа.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", медицинская услуга, оказанная безвозмездно в рамках ОМС также регулируется нормами Закона РФ "О правах потребителей", и потребительский штраф подлежит взысканию наравне с медицинскими услугами, оказанными на возмездной основе.
Но теперь насчёт взыскания потребительского штрафа и неустойки возникает вопрос, так как в 2019 году возник судебный прецедент на уровне вышестоящих судов, когда суды после пересмотров дел начали отказывать в присуждении штрафа и неустойки.
Но подобные решения принимались в основном судами апелляционной и кассационной инстанций, нижестоящие же суды по-прежнему, в основном, принимают решения согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17. В вопросе присуждения тех или иных видов взысканий нельзя спрогнозировать однозначно: у каждого отдельного дела в данной сфере могут быть как свои специальные исковые сроки, так и факты и обстоятельства, требующие специального подхода.
Экспертиза качества медицинской помощи – когда и кто может прибегнуть к этой процессуальной процедуре? На самом деле, прибегнуть к этой процедуре можно как и на досудебном этапе, так и во время судебного разбирательства. Чтобы более уверенно доказать причинно-следственную связь, пострадавшему пациенту может понадобиться обратиться за заключением независимой медицинской экспертизы. Кстати, чтобы получить такое заключение бесплатно, можно обратиться в страховую компанию, конечно, в случае если медицинская услуга была оказана в рамках ОМС.
Во время судебного заседания любая из сторон имеет право заявить ходатайство о назначении независимой экспертизы. Та сторона, по чьей инициативе будет проводиться экспертиза, оплачивает эту процедуру. А если независимая медицинская экспертиза инициируется судом, то её оплачивают из казны федерального бюджета. Зачем вообще нужна экспертиза? Дело в том, что суду может быть недостаточно доводов и доказательств сторон, могут возникнуть вопросы где нужны знания в медицине, вопросы требующие изучения специалистов в области медицины.
У суда конечно же нет познаний в области медицины, да и не должно быть - на этот случай у него есть законная возможность назначить экспертизу и отложить спор на время её проведения. Именно заключения независимых экспертов и должны подтвердить или опровергнуть причинно-следственную связь между оказанной услугой и наступившими последствиями.
Берегите себя и не пренебрегайте своими правами!
Мои другие статьи по теме медицины, изменений в законодательстве:
Что изменилось с 1 сентября в законодательстве о платной медицинской помощи
Нацпроект в области здравоохранения: что изменилось в России Подробнее ➤
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Все это долго... Суд, потрепанные нервы и деньги. Поэтому люди часто махают рукой на некачественно оказанные услуги.
В некоторых случаях, всё таки идут до конца и добиваются своего. Не все конечно, многие пункты законодательства неоднозначны, но шансы есть
А бывает и наоборот. Пациенту или родственникам показалось, что услуга оказана некачественно. Пишут жалобы, заявления. Врач, вместо того чтобы лечить людей в рабочее время, отдыхать в выходные, которых не так уж и много. пишет кучу бумаг, бегает по повестке к следователю, по судам, вынужден нанимать адвоката. А это потрепанные нервы и деньги. После суда врача оправдывают. Пациенты и родственники недовольны, мол все куплено. А врач плюет на все и уходит из медицины. Потому как ему надоело лечить людей, спасать им жизни и думать о том как не сесть за это в тюрьму.
Если вы не удовлетворены качеством оказанных медицинских услуг, у вас есть несколько вариантов действий для возврата денег:
1. Обратитесь к медицинской организации напрямую: Свяжитесь с клинико-диагностическим центром, больницей или поликлиникой, где была получена некачественная услуга. Опишите свои претензии и запросите возврат денег или повторную оказание услуги.
2. Обратитесь в страховую компанию (если услуги оплачены через страховую полис): Свяжитесь со своей страховой компанией и сообщите о получении некачественной услуги. Предоставьте всю необходимую документацию, чтобы подтвердить свои претензии.
3. Обратитесь в управление по надзору за качеством медицинской помощи: В каждой стране существуют организации, занимающиеся контролем качества медицинских услуг. Подайте жалобу на некачественно оказанную медицинскую услугу и запросите поддержку в возврате денег.
4. Обратитесь за юридической помощью: Если все остальные способы не принесли результата, можете обратиться к юристу, специализирующемуся на медицинском праве. Он поможет вам оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные юридические шаги для возврата денег.
Помните, что каждая ситуация индивидуальна, и решение о возврате денег будет зависеть от множества факторов. Если у вас возникли претензии к медицинской услуге, рекомендуется обратиться к юристу или знакомому специалисту, чтобы получить наиболее точную и актуальную консультацию.
Сложная тема. Столько нужно пройти, чтобы добиться чего то...и не факт, что получится - медики в открытую говорят, что не будут выступать против коллег, и от экспертизы положительного результата в свою пользу не ждите...
Спасибо за внимание, да, эксперты часто противоречат друг другу, но в этой сфере такое реже, ведь такова специфика медицинских споров. Всё таки если заглянуть в судебную практику, то можно найти дела с положительным исходом. В основном, когда пациенты судятся с частной клиникой. С государственными мед. учреждениями это случается не очень часто.
Дело Сушкевич, например.
Подробнее ➤
Тут важно понять, в чем "положительный" этот исход и для кого! На первый взгляд, вроде пострадавшие и родственники получают "компенсацию" за результат не соответствующий ожидаемому (хотя почему за исход болезни или травмы платит врач мне не понятно - ведь не врач принес болезнь и нанес травму). Но это на первый взгляд, если посмотреть дальше, то оказывается, что деньги на компенсацию не заложены в тарифы и сборы с населения, не учитываются в тарифах ФОМСа, и отсутствуют у лечебного учреждения. Где возьмет эти деньги больница? Правильно, урезав расходы на медикаменты и содержание персонала! Что влечет за собой снижение доступности и качества медицинской помощи, затем увеличение дел о некачественной медуслуге, следующие выплаты и так до полного уничтожения медицины. В итоге один положительный исход - отсутствие дел о некачественной услуге по причине отсутствия этих услуг. В принципе, это уже так и есть на многих территориях, в поселках, селах, маленьких городках нет проблем с качеством медуслуги по причине того, что там не врачей специалистов и даже лечебных учреждений как таковых. Так, что больше исков, всяких и разных и положительный исход не заставит себя ждать. А адвокаты заработавшие на медицинских делах и получившие компенсацию "пострадавшие" рады сегодня, но вот завтра уже не получат медицинскую услугу, хоть качественную, хоть не качественную, как и окружающее население, и радости уже не будет ни у кого.
Вы ожидали чего-то другого? При всеобщих необоснованных "наездах" на нас?
И да: когда же вы поймёте, что при произнесении вами "медицинская услуга" у любого медика на глаза падает "красная шторка"?
Спасибо, полезная информация, а автору респект!
Спасибо, рада что информация полезная
Спасибо за полезную информацию. Действительно, в наше время нужно быть подкованным в таких делах.
А как без этого