Татьяна
ТатьянаПодписчиков: 1
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг312

Особенности трудового договора с прокурорскими работниками

414 просмотров
210 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 11,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Единые требования, предъявляемые к общему порядку заключения трудовых договоров, предусматривают гарантии, виды и форму трудового договора при приеме на работу, перечень документов, предъявляемых при его заключении и др. С заключением трудового договора, регламентирующего обязанности, права и ответственность сторон, а также конкретные сроки договора, завершается, как известно, формирование сложного юридического состава, на основании которого и возникает данное трудовое правоотношение лица, назначенного на должность прокурорского работника.

В том случае, если гражданин отвечает всем требованиям, установленным Законом о прокуратуре РФ, и не имеет ограничений, то он принимается на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет (ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор определяется как соглашение между работодателем и работником. Статус прокурорского работника рассматривался выше. Следовательно, необходимо в данной работе провести анализ и другого субъекта трудового правоотношения - работодателя.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступающее в трудовое отношение с работником.

Поскольку речь идет о государственной службе, то контрагентом работника может выступать только юридическое лицо, представляющее государство-работодателя. И, как верно замечает С.Ю. Головина, «трудовое законодательство не знает такого работодателя, как государство. Значит, от имени государства его работодательские полномочия могут осуществлять органы и учреждения прокуратуры - юридические лица».

Специфика трудового правоотношения прокурорских работников на стороне работодателя (нанимателя) характеризуется своеобразной его двойственностью. Такая двойственность заключается в том, что в трудовом правоотношении прокурорских работников на стороне работодателя (нанимателя) одновременно могут выступать два субъекта - государство, как работодатель и представитель работодателя - руководитель органа прокуратуры.

Как замечает Е.Б. Хохлов, поскольку посредством труда государственных служащих - агентов государства последнее выполняет свои функции, то и в качестве работодателя в этой области государство действует не как частное юридическое лицо, приобретающее труд на условиях, которые определяются конъюнктурой, складывающейся на рынке труда определенного вида, а как организация публичной власти, определяющая условия использования труда во внедоговорном (по общему правилу - нормативном) порядке.

Закон о прокуратуре РФ прямо не говорит относительно второй стороны трудового договора как о работодателе. В пункте 3 ст. 40 данного закона нет никаких указаний на то, кто принимает граждан в органы прокуратуры на должности прокурорских работников и заключает с ними трудовой договор.

Поскольку прокуратура РФ действует от имени Российской Федерации, т.е. является государственным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»), то можно признать и то, что работодателем для указанных работников является государство, интересы которого как субъекта трудового договора представляют различные органы, обладающие различным Объемом полномочий.

Что касается органов работодателя, то в Законе о прокуратуре РФ для определения органов работодателя используются такие термины, как руководитель органов прокуратуры вышестоящий руководитель, администрация и т. д.

Следует отметить, что содержание работодательской трудовой правосубъектности последовательно развивается, положениями Закона о прокуратуре РФ (ст. 40.5), в которых предусматривается предоставление работодательских полномочий не только Генеральному прокурору РФ и его заместителям, но и другим прокурорам.

В специальной юридической литературе иногда указывается, что заключение письменных трудовых договоров с прокурорами и следователями делается редко, поскольку считается, что все условия трудового договора установлены в публично-правовом порядке и нет места для договоренности сторон.

При заключении служебного контракта с гражданским служащим в нем лишь указывается наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Конкретизация служебных обязанностей этой категории служащих, видимо, должна проводиться в соответствующих органах управления.

В качестве особенностей содержания трудового договора с прокурорскими работниками следует отнести еще одно условие - оплата труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сравнивая общие нормы трудового законодательства об оплате труда работников, нормы законодательства, регулирующего службу государственных гражданских служащих, относительно вопроса оплаты труда, как одного из основных условий трудового договора (служебного контракта), с законодательством, регулирующим этот круг отношений применительно к прокурорским работникам, можно прийти к выводу о том что, нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников прокуратуры имеют свои особенности. Они заключаются главным образом, в том, что практически все вопросы оплаты труда прокуроров и следователей регламентируются государством, или от его имени государственными органами, в основном, в лице Генеральной прокуратуры РФ или органов субъектов РФ. То есть, в отличие от общего трудового законодательства в вопросах оплаты труда, как государственных гражданских служащих, так и прокурорских работников отсутствуют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Такое явление происходит в связи с тем, что источником финансирования заработной платы работников прокуратуры является государственные бюджет, утверждаемый в установленном законом порядке, а не средства работодателя выделенные на оплату труда работников.

Обозначенные в курсовой работе условия трудового договора с прокурорскими работниками выражают специфику трудового договора как такового, то есть, дифференцируют его как особый подвид трудового договора, заключаемого с работниками в соответствий со ст. 56 Трудового кодекса РФ. B совокупность условий трудового договора с указанной категорией работников прокуратуры входят как те, которые относятся к обязательным (необходимым), по которым соглашение сторон должно быть непременно достигнуто (например, трудовая функция) и дополнительные (факультативные) условия, которые могут иметь место, если стороны придут, к такому соглашению.

Обязательное присутствие в трудовом договоре условий, определяемых государством, является характерным для всех государственных служащих. Таким образом, эта особенность трудового договора с прокурорскими работниками выражает дифференциацию правового регулирования трудовых отношений в прокуратуре на уровне государственной службы.

Основания изменения трудового договора с прокурорскими работниками

Трудовая функция и иные обязательные условия трудового договора, вырабатываются соглашением сторон этого договора при его заключении и являются обязательными для них с момента вступления трудового договора в силу. Свобода и добровольность волеизъявления при заключении трудового договора и различные юридические гарантии при приеме, переводе и увольнении способствуют устойчивости трудовых договоров.

Впервые в трудовом законодательстве законодатель предпринял попытку легального закрепления понятия перевода на другую работу. Это есть - изменение одного или нескольких условий трудового договора. Такое изменение возможное следующих его формах: перевод на другую работу (ст. 72-1 ТК РФ); перевод работника по его просьбе или с его согласия к другому работодателю или переход на выборную работу (должность). В этом случае прежний трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 77 ТК РФ и заключается новый с другим работодателем; изменение трудового законодательства, меняющее то или иное производное условие трудового договора; смена собственника имущества организации, изменение подведомственности организации, ее реорганизация (ст. 75 ТК РФ).

Изменение трудового договора прокурорского работника может иметь место в соответствии с общими правилами установленными Трудовым кодексом РФ. Указанные работники могут быть временно переведены на другую работу для замещения временно отсутствующего работника на срок до одного месяца в течение календарного года. Такое замещение согласно ст. 72 ТК РФ возможно только при наличии чрезвычайных обстоятельств и не связано с разовым замещением в течение календарного года.

Одной из особенностей изменения трудового договора, заключенного с прокурорским работником, является перевод его на другую работу в соответствии со ст. 40.3 «Испытание при приеме на работу» Закона о прокуратуре РФ. По общему правилу статьи 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его письменно об этом испытании в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.

В соответствии со ст. 40.3 Закона о прокуратуре РФ при неудовлетворительном результате испытания прокурорский работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

Указанная норма права, нуждается в уточнении относительно следующих вопросов перевода работника на другую должность: какая должность может быть предложена, например, прокурору или следователю; в каком подразделении прокуратуры РФ (города, района, других территориальных или специализированных прокуратур) предлагается такая работа; дальнейшие последствия такого перевода в части должностного роста указанных работников.

Практика применения законодательства об изменении трудового договора прокурорских работников позволяет говорить в основном об их переводах, как правило, из одного органа прокуратуры в другой с повышением в должности с одной должности на другую в данном органе прокуратуры и также с повышением в должности. Это свидетельствует о реализации основных положений работы с кадрами в органах прокуратуры РФ, предусмотренных Законом о прокуратуре РФ и иными правовыми актами, принимаемыми Генеральным прокурором РФ, а также актами, принятыми на их основе прокурорами субъектов РФ.

Основания прекращения трудового договора с прокурорскими работниками

Трудовое законодательство РФ стоит на принципе жесткого и исчерпывающего перечня возможных оснований прекращений трудового договора. Такие основания сконцентрированы в статье 77 ТК РФ, которая в свою очередь отсылает участников трудовых отношений к ряду других статей Трудового кодекса РФ (ст. 81, 83), конкретизирующих общие основания прекращения трудового договора.

Перечень оснований прекращения трудового договора, предусмотренный ст. 77 ТК РФ, не является исчерпывающим. Как самим Трудовым кодексом РФ, так и иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие основания. Однако все они могут быть только на уровне федеральных законов. Это означает, что ни законы субъектов РФ, ни подзаконные нормативные правовые акты не могут дополнять указанный в ст. 77 ТК РФ перечень.

Каждый из оснований прекращения трудового договора имеет свои особенности. В зависимости от обстоятельств, послуживших этому причиной, все перечисленные в ст. 77 ТК РФ основания прекращения трудового договора в науке трудового права признано разделять по определенным критериям на три группы: во-первых, это волеизъявление одной из сторон трудового договора (ст. 80, 81 ТК РФ) или их обоюдное волеизъявление (ст. 78 ТК РФ); во-вторых, это случаи, когда трудовые отношения невозможно сохранить по определенным обстоятельствам (ст. 73, 75, 84 ТК РФ); в-третьих, это случаи, когда трудовые отношения прекращаются по основаниям, не зависящим от воли сторон трудового договора (ст. 83 ТК РФ).

Указа иные выше основания прекращения трудового договора в полной мере относятся и к государственным гражданским служащим, и к прокурорским работникам, являющимися государственными служащими государственной службы Российской Федерации.

Закон о прокуратуре РФ предусматривает отдельные существенные особенности в регулировании отношений по прекращению трудового договора. Эти особенности не однозначно оцениваются учеными в области трудового права. Так, В.Н Скобелкин высказывает мнение о несоответствии основным требованиям трудового законодательства такого основания увольнения, как достижение работником предельного возраста.

Так, в пункте п. 1. ст. 43 Федерального закона о прокуратуре РФ предусматривается, что помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством РФ, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа прокуратуры в случаях:

а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и организациях прокуратуры;

б) прекращения гражданства Российской Федерации;

в) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;

г) несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

е) утраты доверия в соответствии со статьей 41.9 Федерального закона «О прокуратуре РФ»;

ж) отказа от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий;

з) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). За прокурорским работником сохраняется место работы (должность) в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением служебных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

По поводу предельного возраста прокурорских работников надо заметить что ни в специальной юридической литературе по трудовому праву, ни в практике до настоящего времени, нет однозначного ответа на вопрос по поводу установления верхнего возрастного предела реализации в силу ст. 37 Конституции РФ права на труд. И в то же время Закон о прокуратуре РФ (ст. 43) установил такие ограничения.

Данная норма в отношении прокурорских работников не является нарушением конституционного права на труд. Согласно пункта 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) всяческое различие, исключение или предпочтение, основанное на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считается дискриминацией. Такое же правило предусмотрено частью 2 ст. 3 Трудового кодекса РФ. Поэтому представляется, что в отношении прокурорских работников с учетом особенностей их трудовых (служебных) обязанностей, повышенной ответственности государство не вправе поручать такие обязанности лицам, трудоспособность которых может быть понижена в силу возраста, что может затруднять надлежащую реализацию ими государственной воли по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, как это вытекает из ст. 1 Закона о прокуратуре РФ.

Для увольнения в связи с достижением определенного возраста пребывания на службе прокурорских работников их согласия не требуется. Решение о прекращении службы оформляется приказом с формулировкой «Уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах прокуратуры».

Одной из особенностей прекращения трудового договора является установленная не для всех прокурорских работников, а только для прокуроров и следователей - выход в отставку.

В Законе о прокуратуре РФ (п. 3 ст. 43) зафиксировано, что прокуроры и следователи имею право на выход в отставку. Основаниями отставки являются: выход на пенсию, предусмотренную пунктом 2 ст. 44 указанного Закона; несогласие с решением или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя. Последнее основание отставки представляет собой гарантию независимости прокуроров и следователей в служебной деятельности. Инициатором такого увольнения исходя из смысла указанной нормы права, является сам прокурорский работник.

Еще одной из проблем особенностей увольнения прокурорских работников, по мнению Верстуниной Л.В. является такое основание увольнения, как нарушение ими Присяги. В случае нарушения названными работниками Присяги на практике однозначно решается вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов прокуратуры в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 43 Закона о прокуратуре.

И здесь возникает практический вопрос о значении Присяги относительно трудовых отношений прокурорских работников. И, как верно указывает С.Ю. Головина, присяга носит в большей степени моральный характер, чем правовой, поскольку ее содержание сформулировано с привлечением большого числа неконкретных оценочных и нравственных категорий: «свято», «чутко и внимательно», «строго», «непримиримо», «адекватно», «справедливость», «профессиональная честь», «скромность». Следовательно, как считает С.Ю. Головина: «Присяга не просто торжественный ритуал, это юридическое обязательство прокурорского работника, хотя и сформулированное неправовыми категориями».

Сюда можно отнести целый ряд причин нарушения Присяги прокурором или следователем, которые действительно имеют место на практике: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены); появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей и другие, предусмотренные для всех работников общим трудовым законодательством, в частности, ст. 81 ТК РФ.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Шведов Сергей Алексеевич
Подписчиков 34986
29.03.2024, 14:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.1М
«Вы должны приходить за полчаса до начала рабочего дня, чтобы все подготовить и выслушать наставления».
Подробнее
Неинтересно
-5
100
Некрасов Роман Владимирович
Подписчиков 1972
05.04.2024, 13:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг168.7к
«Сапожник без сапог» - поговорка часто употребляемая, порой к месту и нет. Пока ...
Подробнее
Неинтересно
-1
8
Кочетков Александр Владиленович
Подписчиков 94168
22.04.2024, 13:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.7М
Краткое содержание:1. Введение.2. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!
Подробнее
Неинтересно
-13
102
Суровцева Лилия Рустамовна
Подписчиков 16915
21.04.2024, 21:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.1М
Анатолий очень долго искал работу и когда ему предложили должность менеджера в небольшой фирме,...
Подробнее
Неинтересно
0
21
Виктор Павлович
Подписчиков 281
19.04.2024, 07:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.7М
Итак, наша карта Мир уже не принимается в некоторых "союзных" странах. 05 апреля ...
Подробнее
Неинтересно
0
8
Юрий
Подписчиков 267
13.04.2024, 23:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг347.9к
Баня из профилированного бруса - это отличный выбор для тех, кто ценит комфорт, экологичность и долговечность.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Рокотова Лариса Павловна
Подписчиков 3872
10.04.2024, 18:31
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг723.3к
Введение Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда ...
Подробнее
Неинтересно
-1
0
Лыкова Елена Александровна
Подписчиков 2405
09.04.2024, 17:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.7М
Пойду-ка я в депутаты, возраст мне это давно позволяет. И выдвину законопроект о защите прав сов.
Подробнее
Неинтересно
0
12
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1722
02.04.2024, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
Введение и поступивший вопросАрхангельская область довольно сложная в вопросе трудоустройства,...
Подробнее
Неинтересно
0
25
Ломакина Виктория Владимировна
Подписчиков 246
27.03.2024, 13:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг29.8к
В очередной инстанции работник потерпел поражение....8 февраля 2024 года судебная ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Сербин Сергей Владимирович
Подписчиков 75
26.03.2024, 09:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг92.9к
В современное время большое количество работодателей заключают с работниками ...
Подробнее
Неинтересно
-4
12