Обязаны ли юр. лица проводить предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
Обязаны ли юр. лица проводить предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
Здравствуйте.
В силу законов "О безопасности дорожного движения" и "О транспортной безопасности" контроль технического состояния транспортных средств обязателен.
СпроситьДоброго вам времени суток. Предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств обязаны проходить все, независимо от организационно-правовой формы. Удачи вам и всего наилучшего.
СпроситьДа, контроль и осмотр обязателен. Предрейсовый и послерейсовый осмотр направлен на обеспечение безопасности перевозок. Всего доброго!
СпроситьВ ст.20 п.4 126-ФЗ от 01.05.2016 г. говорится об организации только предрейсового контроля технического состояния ТС.
СпроситьЕсть ещё масса других нормативных актов, список которых может быть Вам подготовлен на платной основе в соответствии с пунктом 3.1.1 Правил сайта.
СпроситьЗаключение такого договора незаконно.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 6 апреля 2017 г. № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» контроль осуществляется контролером, на которого субъектом транспортной деятельности возлагается обязанность по проведению такого контроля.
На основании договора обязанность не возлагается, а только исполняется.
Поскольку на основании договора властные полномочия не возникают, субъекты гражданских правоотношений имеют равные права.
Кроме того, с 20.12.18 вступает в силу закон № 398-ФЗ от 20.12.17 г «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения», пунктом 2 которого на юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров или грузов, возложена обязанность организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Обязанность организовывать и проводить контроль является единой, иначе слово "обязанность" было бы употреблено во множественном числе.
Для сравнения: в отношении медицинских предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей есть только обязанность по организации, но нет обязанности по проведению.
Учитывая изложенное, можно заключить, что обязанность должна исполняться работниками перевозчика, и не может исполняться другими лицами по граждаско-правовому договору.
СпроситьВопрос: какая ответственность юр. лица, за выпуск автомобиля на линию без пред рейсового мед. осмотра и без подписи ответственного лица за выпуск авто на линию. СПАСИБО!
Здравствуйте!Согласно ст.12.31 КоАП 1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения,-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
СпроситьВыписали штраф на ООО в размере 350000 рублей за перегруз (везли древесину на лесовозе). В транспортной инспекции посоветовали сделать задним числом водителя ответственным лицом за контроль погрузки. Сейчас готовим документы. Вопрос 1 - удастся ли ООО избежать штрафа в 350000 тысяч, если сделаем ответственным водителя? Вопрос 2 Может ли сотрудник быть одновременно водителем и лицом, проводящим предрейсовый инструктаж? Заранее спасибо.
по КоАП РФ назначение административного наказания должностному лицу не освобождает от ответственности юридическое лицо, то есть оштрафованы могут быть и водитель, и фирма.
Из Вашего вопроса непонятно на какой стадии сейчас находится дело: составлен протокол, вынесено постановление или как?
Также существует возможность назначения наказания ниже низшего предела. Будет не лишним заявить ходатайство об этом
СпроситьТ.е. Вы планируете, заплатив 200 р, избавиться от такого штрафа? Настоятельно рекомендую Вам с документами обратиться на очную консультацию к юристу в Вашем городе
СпроситьНет гарантий, что не будет штрафа, т.к. водитель работник ООО, а если возложить на него указанные обязанности он будет иметь статус должностного лица.
.
Но орган привлекающий к ответственности тем не менее не лишен вправе сначала привлечь к ответственности водителя как должностное лицо, а потом ООО как юр. лицо. ст. 2.1 коап рф.
.
.
КоАП РФ, Статья 2.1. Административное правонарушение
""1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
""2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
""3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Спросить1. Нет никакой гарантии, что на ООО так же не составят протокол. Более того, в этом случае могут составить одновременно 2 протокола - на водителя и на ООО, за одно и то же правонарушение.
2. Нет, не может. В соответствии с «Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09» Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный. Предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения проводится с водителями, направляемыми в междугородние и международные поездки, а также при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Инструктаж проводит заведующий профильным отделом, либо в случае отсутствия данной штатной единицы руководитель предприятия или его заместитель. Предрейсовый инструктаж проводится согласно, утвержденной директором, программы проведения предрейсового инструктажа по безопасности дорожного движения
СпроситьВам верно посоветовали, потому как привлеченными к административной ответственности по ст.12.21.1 КоАП РФ могут быть водитель, должностное лицо, ответственное за перевозку и юридическое лицо.
При этом, согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, если лица, ответственного за перевозку нет, то вина юридического лица - есть. Потому как оно могло назначить, принять в штат и т.д. ответственного за это дело. Раз не было специальных людей, отвечающих за перевозку - значит виновато само юридическое лицо.
Если существует должностное лицо - значит юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры, а значит виновным признается должностное лицо, ответственное за перевозку.
Ну и водитель заодно понесет наказание.
Инструктаж предрейсовый тут не причем. Просто предоставьте приказ, трудовой договор, которым некий сотрудник назначен должностным лицом, ответственным за перевозку всех грузов (при этом он в этом рейсе оказался еще и сам водителем), хотя лучше сделать отдельное должностное лицо, чтобы это не выглядело так как будто Вы хотите уйти от привлечения к административной ответственности (а то Вам суд добавит еще 40 000 штрафа на это новоявленное "должностное лицо" помимо штрафа на юр.лицо).
СпроситьПравильный совет вам дали в Транспортной инспекции, они знают практику, выполните эти рекомендации и вполне возможно, что отделаетесь только штрафом для водителя. Такое решение может принять орган, рассматривающий административное дело. У вас должен быть приказ о назначении лица, проводящего инструктаж, а также данные об инструктаже водителя. Только при этих условиях можно избежать указанного штрафа. Водитель не может сам себя инструктировать
СпроситьПротокол составлен. Постановление вынесено. Рассмотрение на след неделе. У нас всего 1 машина ( не транспортная компания) Все таки может водитель быть лицом, проводящим инструктаж предрейсовый ?
СпроситьНет, не может. В соответствии с «Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09» Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный. Предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения проводится с водителями, направляемыми в междугородние и международные поездки, а также при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Инструктаж проводит заведующий профильным отделом, либо в случае отсутствия данной штатной единицы руководитель предприятия или его заместитель. Предрейсовый инструктаж проводится согласно, утвержденной директором, программы проведения предрейсового инструктажа по безопасности дорожного движения
Спроситьпротокол составлен в отношении ООО, возложение обязанностей на водителя не поможет при доказывании отсутствия вины ООО. Однако, ООО вправе предоставить доказательства, что инструктаж проводился, а водитель самовольно допустил перегруз по своей инициативе. Нет вины ООО - вина физ. лица водителя.
если протокол составлен в отношении должностного лица ООО, которое проводит инструктаж, а при рассмотрении представите документы, что на дату нарушения эти обязанности выполняло иное лицо, то дело прекратят по ст. 24.5 коап рф, т.к. привлекли не то лицо.
.
Утверждён
Президиумом Верховного Суда
Республики Мордовия
«23» октября 2014 года
ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА
11. По смыслу части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему может быть привлечено лицо, непосредственно осуществившее отпуск алкогольной продукции несовершеннолетнему.
Объективная сторона такого административного правонарушения предполагает активные действия виновного лица.
7 апреля 2014 года сотрудником полиции в отношении директора ООО «Транс-Экс» Ч. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе указано на то, что 19 февраля 2014 года в 16 часов 07 минут в магазине «Продукты ООО «Транс-Экс»» по адресу: город Саранск, улица Попова, дом 41, продавцом Ш. допущена реализация алкогольной продукции, а именно двух бутылок пива «Жигулёвское бочковое» ёмкостью 0,5 литра каждая с содержанием этилового спирта 5,0%, несовершеннолетнему К.
Директору Ч. вменено нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Врио начальника полиции по ООП УМВД России по го Саранск от 8 апреля 2014 года директор Ч. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложен административный штраф в размере ста тысяч рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска от 8 мая 2014 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба директора Ч. на это постановление оставлена без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия отменил постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда по жалобе на это постановление ввиду следующего.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Директору Ч. вменено совершение такого административного правонарушения в связи с тем, что его продавец Ш. продала в розницу алкогольную продукцию несовершеннолетнему К.
Оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу о том, что несоблюдение работником организации правил розничной продажи алкогольной продукции влечёт ответственность руководителя организации. При этом судья посчитал, что поскольку ООО «Транс-Экс» допустило розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему, постольку директор этого юридического лица надлежащим образом не исполнил свои должностные обязанности по осуществлению контроля над работниками организации и не выполнил необходимые организационно-распорядительные функции.
Исходя из этого, судья районного суда пришёл к выводу о наличии в действиях директора Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем по смыслу части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в её взаимосвязи с абзацем восьмым пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему может быть привлечено лицо, непосредственно осуществившее отпуск алкогольной продукции несовершеннолетнему. Объективная сторона такого административного правонарушения предполагает активные действия виновного лица.
Розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему допустила продавец Ш.
Доказательств тому, что директор Ч. способствовал, подстрекал либо иным образом содействовал розничной продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему, материалы дела не содержат.
Напротив, из материалов дела следует, что продавец Ш. проинструктирована относительно ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
Вины директора Ч. в розничной продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему не усматривается.
Фактически, директору Ч. вменена административная ответственность за действия другого лица, что недопустимо.
При таких обстоятельствах в действиях директора Ч. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иной подход к оценке действиям директора Ч. будет противоречить принципу презумпции невиновности, приведёт к объективному вменению и тем самым – к вынесению несправедливого и незаконного решения.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда по жалобе на это постановление отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение от 11 июня 2014 года по делу №7.2-67/2014
СпроситьКто имеет право проводить предрейсовый и послерейсовый техосмотр?
Если приказом начальника автопредприятия назначен работник с техническуим образованием, то он. Если предприятие не имеет своих механиков, то по договору с тем кто может.
СпроситьУ организации имеется один автомобиль. Заключен договор на пред рейсовый и после рейсовый медицинский и технический осмотр. Обязана ли организация иметь в штате специалиста по бдд для проведения инструктажей или можно заключить договор на оказание таких услуг?
В пунктах 1 и 4 ст.20 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разграничены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (пункт 1, ст.20) и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт 4, ст.20).
Из вышеизложенного следует, что обязанность, указанная в части 4 ст.20 ФЗ-196, по обеспечению наличия должностного лица ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию, предусмотрена для организаций, использующих транспортные средства для коммерческих перевозок, а не тогда, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица, т.е. деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств (пункт 1, ст.20). Из содержания данного пункта обязанность юридического лица по организации аттестации руководителя или заместителя руководителя, отвечающего за обеспечение безопасности дорожного движения наземных транспортных средств, не следует.
Согласно п.2 Положения о порядке аттестации, утвержденных Приказом от 11.03.1994 года №13/14 следует, что обязанность аттестации исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов подлежащих аттестации.
Из буквального толкования п.2 Положения о порядке аттестации следует, что обязанность аттестации исполнительных руководителей и специалистов возлагается на организации и (или) их подразделения, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, для которых такой вид деятельности является основной.
СпроситьНа Ваш выбор.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не запрещает нанимать инструктора.
СпроситьНа основании ст.20 ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 421 ГК РФ, можно заключить договор на оказание услуг.
В соответствии с п.2 ст.1, п.1 ст.420, п.п.1, 4 ст.421, п.3 ст.423 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора и в установлении своих прав и обязанностей по нему. Условия договора определяются по усмотрению сторон, при условии их непротиворечия законодательству, а также, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом, иным правовым актом. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
СпроситьДоброго времени Ирина!
1. Работодатель может принять на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. Данный вывод основан на ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
В этом случае необходимо учитывать следующее:
- работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров);
2. Работодатель заключает с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Это следует из п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Необходимо учесть, что у такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Данный вывод следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}
СпроситьВ соответствии с ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вам нет необходимости иметь в штате специалиста по безопасности дорожного движения, так как вы не занимаетесь коммерческими перевозками.
Желаю удачи.
СпроситьНет Вам этого не требуется делать , ваше предприятие не занимается коммерческими перевозками .
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
СпроситьНе обязана, если собирается осуществлять перевозки своих работников, а не оказывать услуги по перевозке 3 лицам.
Иначе обязано иметь такое лицо в штате организации, по договору оказания услуг привлечь не может, т.к. ст. 20 это не предусмотрено.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения"
Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;
обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 437-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 784 гк рф. Общие положения о перевозке
1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
СпроситьДиректор пользуется служебной машиной, но не хочет проходить предрейсовый медицинский осмотр. При проверке путевых листов инспекцией труда какое наказание может быть наложено на лицо, отвечающее за мед. осмотр водителей и на саму организацию 7
Ссылка-Консультант Плюс
Трудовая инспекция по результатам проверки привлекла организацию к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за то, что организация не проводила обязательные предрейсовые медосмотры в отношении директора и его заместителя. Правомерна ли позиция трудовой инспекции?
Ответ: Привлечение организации к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непроведение обязательных предрейсовых медосмотров в отношении директора и его заместителя неправомерно.
Обоснование: Трудовая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Непроведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров является нарушением (абз. 11, 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
Также в ч. 3 ст. 213 ТК РФ сказано, что для отдельных категорий работников федеральными законами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня (смены). Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) установлено, что все юридические лица обязаны организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей (абз. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Таким образом, по нашему мнению, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). То, что директор (заместитель) управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию, так как (ст. ст. 15, 17, 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ):
- работа в должности водителя предполагает перевозку грузов, пассажиров, а в данном случае директор (заместитель) возит только себя;
- директор (заместитель) вправе, но не обязан ездить на автомобиле;
- предоставление автомобиля можно рассматривать как вид социальной гарантии для отдельных категорий работников.
Следовательно, проходить предрейсовые медосмотры ни директор, ни его заместитель не обязаны.
Также существует специальная норма, устанавливающая ответственность за непрохождение медосмотров, - ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Привлекать организацию к ответственности по данной статье вправе должностные лица органов внутренних дел (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Учитывая наличие специальной нормы за непрохождение медосмотров, оштрафовать организацию должны именно по ней - в противном случае появилась бы возможность привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение (действие, бездействие) несколько раз, а это противоречит КоАП РФ (ст. 4.1 КоАП РФ).
В судебной практике встречаются ситуации, когда суд соглашается с правомерностью привлечения организации к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за непроведение предрейсовых медосмотров, но в отношении работников, работающих в должности водителя (см., например, Решение Московского городского суда от 18.07.2012 N 7-1369/2012).
Е. А.Рожкова
Издательство "Главная книга"
СпроситьМы - юридическое лицо. Перевозками не занимаемся. У компании 2 легковых авто: 1 - используется сотрудником для поездок Дом-Офис-Дом, 2 - водителем в хоз целях (отвезти на встречу, в аэропорт сотрудников). Бензин приобретаем по электронным картам. Только водитель 2 го авто проходит предрейсовый и послерейсовый мед осмотр. Нужно ли нам проводить контроль тех состояния, оформлять путевые листы (если мы списываем за счет прибыли весь бензин)?
Здравствуйте!
Согласно п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, далее – Правила) субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Пункт 2 Правил относит к субъектам транспортной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов. Как следует из этих определений, в настоящей ситуации субъектом транспортной деятельности является арендатор как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по перевозкам грузов автомобильным транспортом.Следовательно, в рассматриваемом случае именно арендатор несет обязанность по проведению предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Сказанное не меняет и тот факт, что по договору аренды транспортного средства с экипажем услуги по технической эксплуатации транспортного средства оказываются арендодателем. К услугам по технической эксплуатации могут быть отнесены меры по поддержанию транспортного средства в технически нормальном, годном к использованию состоянии (смазка, замена сменных деталей, регулировка механизмов, контроль за приборами и т.п.)
С уважением.
Спросить