Неконкурентная процедура закупки по 44 ФЗ - основания и практика выбора поставщика
Согласно 44 Фз (о закупках) заказчик может произвести закупку у единственного поставщика, выбрав его по своим каким-либо кретериям и заключив договор. Однако существует практика когда такой заказчик выкладывает извещение и на это извещение подаются несколько заявок участников из числа которых выбирается победитель. Вопрос: на каком основании, ведь процедура не конкурентная?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Е.png)
Процедура не конкурентная, но Заказчик обязан собрать коммерческие предложения с целью составления НМЦ и выбрать наименьшую цену из всех поставщиков.
Вопрос в данном случае не в конкуренции, а в выборе наименьшей цены, при наиболее приемлемых условиях.
Ознокомится следует с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ст 93, 22.
Практика таких закупок следующая - сначала делается план график потом заключается договор; но есть и второй вариант - вносятся изменения в план график (и так бывает очень часто) - и потом заключается договор. В этих двух примерах важная составляющая - время, в которое было составлено НМЦ, и соответственно получены коммерческие предложения, также следует отметить, что в соответствии с п 4 ч 1 ст. 93 нет ограничений на выбор Поставщика Заказчиком лично, но не стоит забывать о том, что выбор всегда должен быть сделан с учетом наименьшей цены и в любом случае не выше НМЦ, но при этом если товар за наименьшую цену не подходит по определяющим признакам, то выбор может быть сделан в пользу товара с подходящими определяющими признаками в пределах НМЦ.
Пример: покупают трубу 50 в диаметре пластик за 100 р метр НМЦ (рассчитано по формуле и тп) для полива, поступает предложения на трубу:
1) 40 диаметр пластик по 85 рублей
2) 50 диаметр метал по 85 рублей
3) 50 диаметр пластик по 90 рублей желтого цвета
Из трех предложений, по моему мнению, нужно выбрать номер 3 в связи с тем, что в данном случае не цвет значения не имеет - хотя это не всегда так, есть индивидуальные случаи и исключения.
По вопрусу о извещениях - они предусмотренны ч.2 ст. 93 ФЗ 44
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Также следует добавить, что все закупки размещаются на гос портале в плане графике, тем самым любое лицо может направить предложения об осуществлении такой закупки у него, и в случае необоснованного не осуществления закупки у него, имеет право жаловаться в соответствующие органы, если решит, что его права нарушены.
СпроситьЗаказчик составил Извещение об осуществлении заказа (Малая закупка смартфонов). Было подано 2 заявки. Согласно протоколу, мы - победитель. Заказчик нам сказал, что их руководство решило вообще отказаться от закупки (подумали, что дорого и т.д.) Что нам, как победителю, предпринять? С жалобой в ФАС? Заказчик составил Извещение об осуществлении заказа (Малая закупка смартфонов). Было подано 2 заявки. Согласно протоколу, мы - победитель. Заказчик сказал, что руководство решило вообще отказаться от закупки (подумали, что дорого и т.д.) Что нам, как победителю, предпринять? С жалобой в ФАС? Вправе ли Заказчик отказаться от малой закупки, когда победитель определён? нас смущает фраза в извещении - малая закупка не является публичной офертой). Заранее спасибо!
![](https://u.9111s.ru/uploads/201809/10/30x30/529040.jpg)
Заказчик составил Извещение об осуществлении заказа (Малая закупка смартфонов). Было подано 2 заявки. Согласно протоколу, мы - победитель. Заказчик сказал, что руководство решило вообще отказаться от закупки (подумали, что дорого и т.д.) Что нам, как победителю, предпринять? С жалобой в ФАС? Вправе ли Заказчик отказаться от малой закупки, когда победитель определён? нас смущает фраза в извещении - малая закупка не является публичной офертой). Кто сталкивался, со ссылкой на статью закона, пожалуйста. Заранее спасибо!
![](https://u.9111s.ru/uploads/202011/02/30x30/071969f18b8589f352339c1bb09c5ee4.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202309/05/30x30/315968ef9a06b7b6c8e2de3379998959.jpg)
Применение статьи 93 44-ФЗ при закупке у иностранного поставщика в субъекте естественных монополий
Мы субъект естественных монополий, хотим заключить договор на закупку у единственного поставщика. В нашем положении прописан пункт, под который попадает эта закупка. Поставщик - гражданин иностранного государства. Работаем по 223-фз, международные договора он не регулирует. Следовательно, мы попадаем под 44-ФЗ статью 93, верно? Необходимо ли размещать информацию о договоре закупке на портале? И при размещении извещения о такой закупке будет ли это считаться нарушением?
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/К.png)
ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не попадает под 44-ФЗ.
Ст. 4 ФЗ указывает:
"Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика".
Нужно размещать Вам информацию.
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В Вашем случае нужно также размещать информацию на портале согласно ст. 4 закона.
Спросить![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/Е.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/30x30/П.png)
Да, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами. Нужно размещать информацию на портале, размещайте в том объеме, который по факту имеется.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
СпроситьДа, вы действительно подпадаете под действие 44-ФЗ и то, требуется ли размещать извещение на официальном портале, зависит от того, по какому пункту части 1 ст. 93 44-ФЗ вы планируете осуществить эту закупку.
В ч. 3 указываются конкретные случаи размещения извещения
"В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42 части 1 настоящей статьи."
Т.о. в некоторых случаях извещение требуется, а в некоторых - нет.
Кроме того, обращаем Ваше внимание, на то, что за 10 дней до публикации извещения (заключения контракта, если извещение не предусмотрено), вы должны опубликовать информацию о предстоящей закупке в Плане-графике.
СпроситьА каким образом я размещу информацию, если у них нет инн, кпп, совершенно другие реквизиты, а форма размещения информации о договоре на портале требует?
СпроситьВ плане-графике по 223-ФЗ планировалась закупка сруба. Закупка проводилась у единственного поставщика, в ЕИС было размещено извещение о закупке и вся документация. Но Исполнитель отказывается подписывать договор. Что делать нам в таком случае и как отменить закупку?
Добрый день!
Средствами функционала информационной системы закупок РФ следует изменить статус извещению. Перевести извещение в разряд недействующей редакции.
Разместить новое откорректированное извещение о закупке, но важно его разместить в день заключения контракта иначе возможно повторение схожей ситуации.
СпроситьПредприятие ООО (юридическое лицо) имеет необходимость приобретения земельного участка для производственной необходимости (устройство завода в рамках предприятия). Цена закупки 5 000 000,00 рублей. Сложность в том, что я не до конца понимаю, как мы можем произвести эту закупку согласно ФЗ 223 и 44. Может ли это быть закупка у единственного поставщика, или запрос коммерческих предложений, либо это обязательно должен быть аукцион?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201305/19/30x30/43872.jpg)
Кристина, при цене сделки в 5 миллионов рублей, изыщите возможность оплатить консультацию юристу по интересующему вас вопросу.
СпроситьАвтономное учреждение, доля участия в котором субъекта РФ составляет 100%, имеет намерение заключить договор на оказание юридических услуг с индивидуальным предпринимателем на сумму 20000 рублей.
В соответствие с положением о закупках данного учреждения, закупка у единственного поставщика может осуществляться на сумму не более 5 млн. рублей, минимальную сумму закупки у единственного поставщика положение о закупках не устанавливает.
Обязательно ли учреждению при заключении указанного договора руководствоваться положениями закона 223-ФЗ от 18.07.2011 г. с соблюдением процедуры закупки у единственного поставщика, прописанной в положении о закупках?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202105/11/30x30/f9bb61d66354d7c95234bbfe7f8b1b4f.jpg)
В случае, если указанный договор будет заключен без учета требований 223-ФЗ, может ли ФАС наказать за нарушение законодательства о закупках?
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/201012/22/30x30/42315.jpg)
При стоимости закупки до 100000 руб (Ваш случай, ст. 3) заключаете договор без опубликования извещения и проведения процедуры соответственно (если положение не ограничивает и не предусматривает проведение процедуры), с включением суммы в отчет. Если хотите закупить у единственного на 5 млн., то должно быть обоснование выбора способа и проведена процедура. Если нужна ЭТП - спрашивайте.
СпроситьМы участвовали на ТП Фабрикант. Заказчик отменил закупку после подачи заявок. Вернет ли торговая площадка деньги за участие в процедуре, ведь закупка отменена?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201610/04/30x30/252417.jpg)
Тема - Заключение договора на поставку канцелярских товаров Роскосмос с нарушением законодательства.
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" заключило договор на поставку канцелярских товаров.Как было установлено, закупка была совершена на основании собственного положения о закупках путем закупку у единственного поставщика (Положением предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика на сумму до 800 тыс руб). Цена договора 780 тыс руб. Антимонопольная служба посчитала такие действия нарушением Законодательства о контрактной системе, поскольку, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика может быть осуществлена на сумму, не превышающую 600 тыс руб. Кроме того, антимонопольным органом было установлено, что закупка была совершена с аффилированным юридическим лицом: руководителем организации, поставившей канцелярские товары, была супруга руководителя контрактной службы "Роскосмос".1. Выступая в роли юриста, которому поручено провести правовую экспертизу, составьте юридическое заключение по модели IRAC
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/30/30x30/2551c336c8e5c60488c483f112f774f5.jpg)
В соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ обучающийся должен самостоятельно учиться, учиться и учиться. А то постоянно будут казусы после... и неправомерные деяния...
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/29/30x30/83c0b3de90a4f169f7e228ddad502167.jpg)
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;
Согласно статьи 2 Семейного кодекса РФ Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Спросить![](https://u2.9111s.ru/uploads/202311/10/30x30/b09de2882525583da88b8e3920e8c06c.jpg)
Здравствуйте Лилия!
Смотрим:
осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей.
Согласно the IRAC method of legal analysis, the "issue" is simply a legal question that must be answered:
Антимонопольная служба правомерно посчитала закупку из вопроса нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Что касается аффилированности, смотрим:
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Таким образом, аффилированность из вопроса вашего по 44-ФЗ между заказчиком и участником не является препятствием для участия последнего в торгах, т.к. такое ограничение не прописано в ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Что согласуется с Письмом Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2015 г. № Д 28 и-3099 “О разъяснениях положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ”.
Такое будет юридическое заключение по модели IRAC.
Надеюсь мой ответ вам полезен!
Спросить![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/08/30x30/2f7ef897157cc58ed8487867ec691f14.jpg)
Лидия, доброго дня Вам!
Юридическое заключение по модели IRAC - этот метод предполагает формулирование вопроса, далее приводится правило для ответа на него, анализируется применение выбранного правила и выносится заключение.
Вопрос - Правовой анализ сделки на поставку канцтоваров, с учетом того, что закупка произошла у аффилированного лица и оценка правовой позиции антимонопольного органа в связи с этим.
Правило-Ст. 93 п. 5 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;
Анализ
Федеральный Закон № 223 не ограничивает право заказчика осуществлять закупки товаров, работ, услуг у своих аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур закупки, при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.
В Письме Минэкономразвития РФ от 22.01.2016 № Д 28 и-87 указано:
что законодательство не запрещает закупки у аффилированных лиц. Нарушение антимонопольного законодательства может возникнуть только в случае, если заказчик преднамеренно ограничивает число участников закупки.
Кроме того, ФЗ N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно определяет ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей.
С уважением!
СпроситьВ положении о закупках (по 223-ФЗ) указано: "Заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение о закупке товаров, работ или услуг способом закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя не позднее 3 (трех) рабочих дней до дня заключения соответствующего договора". Если, например, извещение размещено 10.01.2018 г., какой датой можно заключать договор?
![](https://u.9111s.ru/uploads/201305/23/30x30/43891.jpg)
Доброе утро! Три рабочих дня считается в данной ситуации следующим образом:10 января не входит в эти дни отсчет идет с 11 января-получается договор можно заключать датой 16 января.
СпроситьДобрый день! Заказчик разместил запрос котировок в электронной форме. Подано 5 заявок. При рассмотрении 1-х частей заявок Заказчик выявил допущенную им ошибку в описании объекта закупки (поставка канцелярских товаров). Заявки участников в спорном показателе разнятся. Вопрос: что делать Заказчику? Допустить всех участников, заключить Контракт и понимать, что теоритически любой из желающих может подать жалобу на Заказчика за нарушение правил описания объекта Закупки или Заказчику признать процедуру недействительной путем подачи самим на себя жалобы в УФАС. И потом объявить закупку заново? Прошу мотивированный ответ со ссылками на НПА. Какой предусмотрен штраф за нарушение правил описания объекта закупки?
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/19/30x30/bccd9bbd56df943ce6b04a91de08c837.jpg)
Мотивированные ответы по таким вопросам со ссылкой на НПА и пр. возможны в рамках платных консультаций.
Обращайтесь к юристам в личные сообщения.
Спросить