Армия вошла во второй список (1979-1981), входят ли три месяца отдыха после армии во второй список для льготной пенсии?
Армия вошла во второй список (1979-1981), входят ли три месяца отдыха после армии во второй список для льготной пенсии?
Мне в 2010 году начислили пенсию по старости лет, Стаж работы 38 лет. зароботная плата была хорошая в 1974-1985 годах. .Годовая зарплата (в сумме) : 1974 г.-2220 р., 1975 г.-2779 р., 1976-2200 р., 1977-3378 р., 1978-2432 р., 1979-2871 р., 1980-3866 р., 1981 - 3907 Р., 1982 - 3059 р., 1983-2900 р., 1984 - 3133 р.. 1985-3756 р., 1986-4365 р., 1987-4505 р., 1988-2811 р., 1989 - 4302 р., 1990-6222 рублей. Пенсию начислили на 17, 09. 2010 год-7504 рублей.
для проверки правильнотсти начисления пенсии вам рекомендую обратиться в учреждение пенсионного фонда и запросить протокол назначения пенсии с расшифровкой, из данных документов вы увидите какие периоды зачтены в стаж, за какой период учтена заработная плата для расчета пенсии и как эти суммы проиндексированы, если вы бедете с чем либо не согласны можно обратиться с запросом в ПФ вашей респблики с просьбой проверить правильность назначения и расчета пенсии
СпроситьУшел в армию с шахты, после армии устроился на туже шахту. Входит ли армия в льготный трудовой стаж, для оформления льготной пенсии?
Работал в шахте в 1987 году призвали в армию в 1989 после армии вернулся на прежние место работы входт ли армия в подземный стаж.
Армия входит в педстаж в льготный или нет? Я работал до армии 2 месяца и призвали в армию, отслужил и продолжаю работать учителем. Служил с 1986 по 1988 год.
При определенных условиях - входит.
"Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2011 г. N 44-В10-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Назаровой A.M., Задворнова М.В.
рассмотрела в судебном заседании 28 января 2011 года гражданское дело по иску Васильева Р.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края об исчислении специального стажа в связи с педагогической деятельностью и назначении трудовой пенсии по надзорной жалобе Васильева Р.Г. на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июня 2010 года, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июля 2010 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Васильев Р.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края об исчислении специального стажа в связи с педагогической деятельностью с учетом периода службы в Вооруженных Силах СССР и назначении трудовой пенсии с момента обращения - с 26.03.2010 года. В обоснование заявленных требований указал на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол N 51 от 26.04.2010 г.) в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности, поскольку в специальный стаж работы не включен период службы в Советской Армии с 22.10.1983 года по 26.11.1985 года.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июня 2010 года исковые требования Васильева Р.Г. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июля 2010 г. решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Васильева Р.Г. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на то, что судами была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права, повлиявшая на исход дела.
По результатам изучения доводов надзорной жалобы Васильева Р.Г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2010 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в заседание Судебной коллегии не явились в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и кассационной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения, выразившиеся в следующем.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-Ф3) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 26 марта 2010 г. Васильев Р.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26 апреля 2010 года N 51 Васильеву Р.Г. отказано в назначении досрочной пенсии с 26 марта 2010 года в связи с отсутствием требуемого специального стажа, специальный стаж Васильева Р.Г. составил 23 года 5 месяцев 25 дней. В специальный стаж не был включен период прохождения Васильевым Р.Г. срочной службы по призыву в армии с 22 октября 1983 г. по 26 ноября 1985 г. со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
В период, когда истец служил в армии с 30 октября 1983 года по 18 июня 1985 года действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на момент обращения Васильева Р.Г. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.
Суд кассационной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции.
Между тем Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судов первой и кассационной инстанций по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения Васильева Р.Г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учётом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований закона и порядка, подлежащего применению при расчёте пенсионного стажа, разрешить возникший спор.
Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 3 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 июля 2010 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Председательствующий Горохов Б.А.
Судьи Назарова A.M.
"
СпроситьСлужил в армии с 1982 по 1984 до армии работал учителем после тоже стаж непрерывался в 25 лет включая армию пришел оформлять пенсию меня отправили еще дорабатывать 2 года армия говорят не входит уже 9 лет на пенсии пришел писать заявление на перерасчет с учетом армии говорят бестолку по закону армия не входит.
Здравствуйте Согласно действующего пенсионного законодательства служба в армии в трудовой стаж не входит это так называемый нет трудовой не пенсионный и страховой стаж Спасибо за ваше обращение.
Спросить7.04-1977 по 29.06-1977 уволен по окончанию практики. 1.09-1974-28.02-1978 учился в автотранспортном техникуме. 18.04-1978-13.05-1980 служил в рядах Советской Армии. 1.08-1980 принят.. на работу входят ли техникум и армия в стаж для начисления пенсии.
Здравствуйте Юрий!
Период службы в армии подлежит включению в трудовой стаж. Практика также может быть включена, если Вы были оформлены официально.
СпроситьДа.
"Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июля 2010 г. N 81-В10-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Корчашкиной Т.Е., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в судебном заседании 9 июля 2010 г. по надзорной жалобе Анфилофьева Д.П. на постановление президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. дело по иску Анфилофьева Д.П. об оспаривании решения комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Анфилофьев Д.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка от 27 февраля 2009 г. о ревизии страховой части назначенной заявителю трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявления Анфилофьев Д.П. указал на то, что со 2 августа 1956 г. по 17 мая 1983 г. он был занят на подземных работах по добыче угля и в связи с особыми условиями труда приобрёл право на трудовую пенсию в максимальном размере с учётом специального стажа работы - 26 лет 9 месяцев 20 дней, включая периоды службы в Советской Армии с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. и работы в выборной должности председателя шахтного профсоюзного комитета с 21 октября 1976 г. по 9 октября 1981 г.
В 1987 году пенсионным органом г. Рубцовска Алтайского края Анфилофьеву Д.П. была досрочно назначена трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в максимальном размере.
27 февраля 2009 г. комиссия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка с целью приведения размера пенсии в соответствии с действующим законодательством рассмотрела выплатное дело N 028644 Анфилофьева Д.П. и приняла решение произвести ревизию страховой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2009 г., исключив из специального стажа работы периоды службы в армии и работы в выборной должности; копия выплатного дела направлена в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе для определения суммы переплаты за период с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2009 г.
Анфилофьев Д.П. считает решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка от 27 февраля 2009 г. незаконным.
Ответчик - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка требования Анфилофьева Д.П. не признал.
Решением Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2009 г. решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27 февраля 2009 г., согласно которому с 1 марта 2009 г. Анфилофьеву Д.П. произведена ревизия страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с чем при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости из стажа Анфилофьева Д.П. на соответствующих видах работ исключены периоды: 1) с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. - прохождения службы в Советской Армии; 2) с 21 октября 1976 г. по 9 октября 1981 г. - работы в выборной должности "председателя шахтного профсоюзного комитета", отменено. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка в пользу Анфилофьева Д.П. взыскано _ рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июля 2009 г. решение районного суда оставлено без изменения.
Постановлением президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июля 2009 г. отменены, принято новое решение, которым в удовлетворении иска Анфилофьева Д.П. об оспаривании решения комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка отказано.
В надзорной жалобе Анфилофьева Д.П. ставится вопрос об отмене постановления президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2010 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит её подлежащей удовлетворению, а постановления президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела президиумом Кемеровского областного суда были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утверждённые Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что на 13 ноября 1987 г. - дату назначения истцу пенсии, продолжительность его общего трудового стажа составляла 30 лет 10 месяцев 1 день, в том числе специальный трудовой стаж в особых условиях труда по Списку N 1 составил 26 лет 6 месяцев 5 дней с зачётом в него периода военной службы - 3 года 1 месяц 9 дней и периода работы председателем шахтного комитета шахты "имени 50 лет СССР" - 4 года 11 месяцев 19 дней в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
По состоянию на 1 января 1996 г. общий трудовой стаж Анфилофьева Д.П., учитываемый при исчислении размера пенсии, составил 44 года 7 месяцев 28 дней, который определён по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а именно, с применением льготного порядка исчисления периода военной службы по призыву с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. - 6 лет 2 месяца 18 дней (при фактической продолжительности 3 года 1 месяц 9 дней), с зачётом периода учёбы в техникуме с 1 сентября 1952 г. по 30 июня 1956 г. - 3 года 9 месяцев 29 дней, с зачётом периодов работы после представления к назначению пенсии по дату прекращения работы 29 декабря 1995 г.
Специальный трудовой стаж истца, исчисленный согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Спискам соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, составил 18 лет 5 месяцев 7 дней. Пенсия истцу была установлена в максимальном размере с учётом повышения на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии (сверх требуемых 20 лет), но не более чем на 20 процентов.
С 1 августа 2000 г. пенсия Анфилофьеву Д.П. была исчислена с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии со статьёй 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" с учётом общего трудового стажа истца, составившего 37 лет 8 месяцев 20 дней.
Размер пенсии Анфилофьева Д.П., исчисленный с применением ИКП после увеличения по состоянию на 31 декабря 2001 г., был установлен в сумме ... коп.
При перерасчёте назначенной истцу пенсии по правилам, предусмотренным пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионным органом - Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края размер страховой части трудовой пенсии истцу исчислен из пенсионного капитала, рассчитанного на 1 января 2002 г. из стажа на соответствующих видах работ по Списку N 1, при этом в стаж по Списку N 1 были включены периоды прохождения службы в Советской Армии с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. и работы в выборной должности в качестве председателя шахтного профсоюзного комитета с 21 октября 1976 г. по 9 октября 1981 г.
Принимая решение о ревизии страховой части назначенной Анфилофьеву Д.В. трудовой пенсии по старости, комиссия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка исключила из стажа работы по Списку N1 периоды службы в армии и работы в выборной должности, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж на соответствующих видах работ не подлежит включению иная общественно-полезная деятельность.
Удовлетворяя требования Анфиловьева Д.П. о признании незаконным решения комиссии о ревизии страховой части пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что названные периоды приравниваемой деятельности (службы в армии, выборная работа и т.п.) по действовавшему до 1 января 1992 г. законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 1 января 2002 г., в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, президиум Кемеровского областного суда указал, что с 1 января 2002 г. введён в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27, подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона.
Таким образом, как указывается в постановлении суда надзорной инстанции по настоящему делу, пункт 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает включение в стаж работы на соответствующих видах работ периодов приравниваемой деятельности, в том числе прохождения военной службы, выборной работы и т.д.
Вместе с тем вывод суда надзорной инстанции о том, что пенсионное законодательство не допускает зачёта периодов работы в выборной должности в профсоюзной организации в специальный стаж для назначения льготной пенсии, является ошибочным.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок расчёта специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и части 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы, в том числе и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок.
При разрешении дела президиумом Кемеровского областного суда не учтено, что в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшим на момент начала работы истца освобожденным профсоюзным работником на выборной должности, а также частью 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и частью 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.
Также в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы. Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Принимая во внимание, что по настоящему делу судом надзорной инстанции допущена ошибка в толковании и применении норм материального права, Судебная коллегия признаёт постановление президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. отменить.
Оставить в силе решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июля 2009 г.
Председательствующий Б.А. Горохов
Судьи Т.Е. Корчашкина
Г.А. Гуляева
"
СпроситьДо армии работал в шахе с 1971 по 1974 армия после службы вернулся на это же предприятие и проработал до 1999 года и вышел на пенсию по выслуге лет вопрос-положена ли мне компенсация за армию.
С 1978 по 1979 ПТУ Речного Флота работал мотористом рулевым на сухогрузе с 1979 г по 1981 служба в СА в Афганистане после армии вернулся на флот входит ли в льготный стаж ПТУ и армия?
Здравствуйте. В льготный, увы - нет. В общий (страховой) - да.
Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
(п. 9 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 173-ФЗ)
2. Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа
1. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
2. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
3. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
6. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
7. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).
8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Статья 14. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
1. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Спросить